Войну рисовали с натуры

В Минске в новом здании музея истории Великой Отечественной войны открылась союзная выставка

В Минске в новом здании музея истории Великой Отечественной войны открылась союзная выставка

2 ИЮЛЯ президенты Беларуси и России открыли новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.


Оно расположено в знаковом месте Минска — на пересечении проспектов Победителей и Машерова, рядом с парком Победы, у обелиска «Минск — город–герой» — и составляет с ними единый архитектурный ансамбль. Главный фасад музея выполнен в виде символических лучей салюта Победы. На каждом луче — скульптурные рельефы о событиях войны.


3 июля, когда отмечалось 70–летие освобождения Минска от немецко–фашистских захватчиков и День Независимости, двери музея отворились для широкой публики. Только в первый день здесь побывали 4,5 тысячи человек. И поток желающих посетить музей не уменьшается: сюда все время стоит очередь. Кроме основной экспозиции, состоящей из 10 залов и торжественного Зала Победы, здесь будут проходить временные выставки. Символично, как сказал директор музея Николай Скобелев, что первой такой выставкой стала белорусско–российская «Победители — и в творчестве вместе!», которая открылась 4 июля и продлится два месяца. В церемонии открытия участвовали Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, министр культуры Беларуси Борис Светлов и директор музея Николай Скобелев.


По мнению Григория Рапоты, предметы искусства, собранные из музеев России и Беларуси, дают возможность прочувствовать, как воспринимали войну творческие люди:


— Я всегда задавался вопросом по поводу того, что в период Великой Отечественной войны, наполненный страданием и кровью, отмечался всплеск огромного количества произведений в области музыки, кинематографии, поэзии, песни. Они наполнены такой пронзительной лирикой, которая не может не трогать людей и сейчас. Это высочайшего художественного уровня произведения.


Осмотрев музей, Григорий Рапота отметил его уникальность на постсоветском пространстве и важность продолжения исследования причин, хода и последствий событий 1941–1945 годов:


— Война, при абсолютном понимании того, что произошло в целом, оставила очень много предметов для исследования политических и военных историков.


На выставке «Победители — и в творчестве вместе!» только правда о войне. Потому что она срисована с натуры: в блокадном Ленинграде, освобожденной Белоруссии, поверженной Германии. Среди авторов графических, живописных работ русские художники, работавшие в Белоруссии, — Е. Зайцев, С. Романов, Н. Гутиев, А. Шибнев, некоторые из них принимали участие в создании минского музея в 1944–м. В частности, картина «Вернулись» Шибнева оформляла первую экспозицию музея в здании на площади Свободы. Сейчас она, как символ преемственности поколений и связи эпох, демонстрируется на белорусско–российской выставке.


Здесь же портреты участников и руководителей партизанского движения в Белоруссии, созданные народным художником РСФСР, заслуженным деятелем искусств БССР Федором Модоровым. Бросается в глаза полотно «Стратеги операции «Багратион» — его создал специально для музея Михаил Савицкий, Герой Беларуси, художник, который оставил заметный след в живописи на военную тему. Эта его картина — лишь одна из нескольких, написанных для музея, но одновременно и последняя, над ней он работал незадолго до смерти.


Представлены фронтовые зарисовки художников, которые воевали на идеологическом фронте, например, наброски одного из Кукрыниксов — Порфирия Крылова. Еще одна тема экспозиции — деятельность фронтовых театров и концертных бригад, выезжавших на места боевых действий. Посетители увидят мультимедийную композицию из фрагментов кинохроники, освещающей деятельность фронтовых театров и концертных бригад, выступлений Руслановой, Утесова, Шульженко. Выставлены реквизиты фронтовых театров, плакаты, фотографии.


Меня же больше всего впечатлили зарисовки ленинградской квартиры после артобстрела и панорамы блокадного города. Также необычна по сюжету работа «Немецкое кладбище в оккупированном Калинине» 1943 года. Н. Крылов запечатлел в 1945–м полуразрушенные памятники архитектуры в Нюрнберге, среди которых «Дом Дюрера». Вероятно, эта небольшая работа станет открытием для туристов из Германии, которые посетят выставку. Иностранных делегаций в музее сейчас особенно много. В этих залах люди из разных стран, как нигде, могут понять общность судьбы Беларуси и России ХХ века, во многом предопределенной Великой Отечественной войной.


Уже намечаются новые совместные проекты. К 70–летию Победы, которое будет отмечаться в следующем году, планируется открыть в Минске еще одну белорусско–российскую выставку. Она уже готовится в сотрудничестве с Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве и Центральным музеем Вооруженных сил РФ.


В ТЕМУ


Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны в архитектурном плане состоит из 4 блоков — по количеству военных лет. Блоки объединяет экспозиционная галерея «Дорога войны». В музее 10 экспозиционных залов и зал Победы (расположен под стеклянным куполом, который венчает копия Знамени Победы). Общая площадь музея — 15 тысяч квадратных метров. В фондах хранится 143 тысячи предметов. В музее 10 экспозиционных залов выстраиваются согласно хронологии событий — от 1930–х годов до 1950–х, освещая предвоенную ситуацию в Европе, события Великой Отечественной войны и первых лет мирной жизни. Зал Победы является мемориальным: здесь увековечены имена Героев Советского Союза, перечислены воинские формирования, получившие почетные наименования за освобождение Белоруссии. Новое здание музея оборудовано мультимедийными комплексами — плазменными экранами, инсталляциями. Информация дублируется на трех языках: белорусском, русском и английском.


cultura@sb.by

 

Советская Белоруссия №128 (24511). Четверг, 10 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...