Какие задачи поставил Президент перед СМИ

Война за умы и будущее

Будут ли в Беларуси блокировать YouTube и зарубежные соцсети, кого поддержат на медийном поле, что и как надо пропагандировать в СМИ. Президент определил задачи для государственных средств массовой информации

За СМИ давно закрепился статус четвертой власти. Но в сегодняшних условиях, пожалуй, именно они выходят на передовые позиции. Ситуация такова, что подчас слово, сказанное в эфире телевидения или напечатанное в газете, может оказаться пострашнее любого оружия. Что уж говорить про интернет-ресурсы, социальные сети и мессенджеры, где зачастую вообще нет никаких правил и правят бал анархия и безответственность. Все происходящее Президент в пятницу на совещании по вопросам деятельности СМИ назвал глобальной информационной войной. Для всех ее участников прозвучал главный месседж Александра Лукашенко:
— Это полномасштабная информационная война — за умы наших людей, за будущее детей. Мы проиграть эту войну не можем. У нас хорошее исходное положение. Поэтому мы и не должны ее проиграть, если не допустим глобальных ошибок.

Инструменты поддержки

Война эта, по словам Президента, развязана не по нашей воле. Тем важнее наша готовность противостоять информационным атакам извне. И это касается не только присутствовавших на совещании руководителей ведущих массмедиа, но и всех белорусских СМИ. Александр Лукашенко подчеркнул:
— Как бы ни было трудно, вы должны не только удерживать фокус внимания аудитории, просвещать, разъяснять, поддерживать, но и думать о собственном развитии.
Одной из главных тем разговора стал внесенный на рассмотрение Президента проект указа, регулирующий вопросы рекламы в средствах массовой информации. Документ уже рассматривали несколько раз и Правительство, и Администрация Президента. Александр Лукашенко напомнил, что недавно в стране заработала отечественная система медиаизмерений, которая должна обеспечить прозрачность рынка, создан реестр рекламных распространителей.

— Сегодня ситуация поменялась кардинально, — констатировал белорусский лидер. — В результате нынешнего геополитического конфликта на Россию и заодно на Беларусь обрушили новый шквал грабительских санкций. Возможно, это еще не предел.

Отсюда и ряд вопросов министру информации Владимиру Перцову:

— Что мы будем делать? Есть ли у нас реальные инструменты поддержки СМИ в сложившейся ситуации?

О тенденциях современного рекламного рынка министр информации Владимир Перцов рассказал и журналистам. Отметил, что за последний месяц произошел существенный отток рекламодателей, и касается это не только Беларуси, но и России:

— Парадокс заключается в том, что те бренды и транснациональные компании, которые производят товары народного потребления, канцтовары и фастфуд, с российского рынка ушли, а на белорусском продолжают работать. При этом рекламные бюджеты убрали и с белорусского, и с российского рынка.

Александр Лукашенко подчеркивает:

— Я не устану повторять: любая поддержка может быть оказана только под конкретный план развития. Вы должны понимать, я вам честно, искренне говорю: пока вы не исчерпаете свои возможности зарабатывать, до тех пор не обращайтесь к бюджету. 
Лишних денег в бюджете нет. Но если надо и на выходе мы будем видеть нормальный эффект, мы всегда деньги найдем.

Достоверные факты для мировой общественности

На совещании Президент высказался также о пропагандистской роли массмедиа:

— Не понимаю, чего вы паритесь по этому поводу. Пропаганда была, есть и будет всегда. Только надо пропагандировать, как вы, Иван Михайлович (Эйсмонт, председатель Белтелерадиокомпании. — Прим. ред.), часто правильно говорите, не фейки и разную дребедень. Мы в уникальной ситуации, можно сказать (пусть не обидятся другие), единственная из всех цивилизованных стран, которая прилично выглядит. Мы не врем, мы даже не приукрашиваем чего-то. 
У нас достаточно инфоповодов, фактов, чтобы их просто честно и достоверно преподнести всей мировой общественности. Не только нашей публике. Всей мировой общественности. Пусть смотрят, завидуют.
 Так и надо пропагандировать это. Чего мы боимся? Не знаю, почему оболгали и осквернили это слово. Всегда была, есть и будет пропаганда. Но нам желательно пропагандировать все лучшее. У нас этого добра хватает.

Кто снимает сливки от рекламы

Президент рассказал участникам встречи, что до него доходит много информации от обычных людей, которые делают справедливые замечания насчет наличия рекламы у тех, кто ранее выступал против государства. Подход к этому вопросу у Александра Лукашенко однозначный:
— Реклама должна быть на патриотичных прогосударственных (не с точки зрения собственности) каналах, которые защищают государство, сохраняют мир и покой в нашем государстве. 
У нас есть Первый канал, ОНТ, СТВ, «Мир», газеты, журналы… Не с точки зрения только пропаганды Лукашенко и в плохом смысле пропаганды. Это нормальные каналы. Так вот реклама должна быть там, а не у каких-то бешеных, которые разрушали государство и продолжают это делать и посмеиваются со стороны.

По словам Президента, и указ о рекламе должен быть такой — пусть даже прямолинейный, незавуалированный: 
— Я готов даже принять такое решение. Пусть нас дубасят, критикуют, но мы должны понимать: деньги заработаны в нашей стране, трудом наших людей, поэтому эти деньги должны идти на защиту и поддержку нашего государства.
Единственное, от чего предостерег Александр Лукашенко, — чтобы руководители и журналисты на фоне такого решения не забронзовели:

— Этого мы вам не позволим. Вы же меня хорошо знаете. Батька за хорошее похвалит, но за плохое — минимум пожурит. Вот из этого надо исходить.

Проект указа, по словам Владимира Перцова, Президент поручил доработать в самые кратчайшие сроки — до конца месяца, равно как и некоторые другие нормативные акты:

— Может быть, немного непопулярные, но которые помогут в первую очередь государственным и другим патриотично настроенным СМИ выживать в этот непростой период, когда меры рыночного регулирования, обычные меры ведения средств массовой информации не совсем работают. Я думаю, что результат будет, поскольку в зале на совещании присутствовали не только медиаменеджеры, но и экономисты, финансисты. Мы проработали ряд мер для того, чтобы СМИ Беларуси достойно работали, существовали и развивались.

Отдельно в беседе с журналистами министр коснулся темы сбора за рекламу и целевого фонда на создание национального контента:

— Пока база налогообложения не такая большая. В обычный период это было бы 30 и более миллионов рублей. Поскольку рекламный рынок немножко «схлопнулся», это не более 9. Но в обычный период нормальной работы рекламного рынка это тоже будет действенный метод по стимулированию СМИ создавать национальный медиапродукт, контент для телевидения, радио, печатных средств массовой информации и, что немаловажно, для интернета.

Нужны взвешенные решения

Впрочем, говорили на совещании не только об экономике. Главное сейчас — не опускать руки, не расслабляться и постоянно держать в уме урок 2020 года, предупредил Президент:
— Вы видите, как грубо против нас воюют. Демонизируют и Москву, и Минск перед остальным миром. Переплюнули уже даже Шарпа и Геббельса. Потоки откровенной, самой наглой и дикой лжи льются на людей из интернета. Забыты все приличия. Про нормы журналистики, профессиональную ответственность вообще никто не вспоминает.
Однако и мы не лыком шиты. Александр Лукашенко заметил, что государственные СМИ все чаще перехватывают повестку в интернете:

— Белорусские ведущие телеканалы, «СБ. Беларусь сегодня», ­БЕЛТА заметны там. Но говорить, что наша информация доминирует, что мы там побеждаем, пока, наверное, преждевременно.

Кто-то, возможно, спросит: а почему бы нам не закрыть доступ к сетевым ресурсам наших оппонентов? Но Президент не сторонник резких, необдуманных действий:

— Конечно, заблокировать ведущие площадки — YouTube, некоторые социальные сети, — как это сделали в России, или поставить «золотой щит», как в Китае, теоретически возможно. В любое время. Но я вас призываю к тому, что, прежде чем сделать какой-то шаг, давайте взвесим за и против, что мы получим от этого. Если там, и все, что там делается, во вред и в перспективе еще больший будет вред, тогда принимайте решение. Если пока до этого не дошло, давайте повременим, не будем торопиться.

Александр Лукашенко настаивает, что при принятии решений всегда надо действовать аккуратно, чтобы потом не хвататься за голову:
— Надо принимать взвешенные решения. Развивать свои ресурсы. А мы умеем это делать. Думаю, развивать надо свои ресурсы, в том числе вместе и с россиянами. 
Могут нам помочь россияне, мы им можем в чем-то помочь — хорошо, давайте вместе будем делать. Но главное — не торопиться и не увязнуть в той трясине, которая нам абсолютно не нужна. Не важно, с какой стороны она будет.

Должна быть преемственность 

Примеров качественной работы так называемых новых медиа (а согласно социологическим исследованиям более 63 процентов жителей нашей страны получают информацию из интернет-источников) хватает и в Беларуси. Глава государства прямо на совещании хвалит работу, пожалуй, ведущего прогосударственного телеграм-канала. Того, на который и мы рекомендуем подписаться. Речь, понятное дело, о «Желтых сливах». Александр 

Лукашенко впечатлен:

— Бомбят со всех сторон. Но настолько умные там! Коллектив, как мне докладывают, почти никакой — несколько человек, но настолько в точку иногда «врежут», что запоминаешь на всю жизнь. У меня информации в голове море, и то я некоторые их фразы, выражения запоминаю. Поэтому надо подбирать людей. Ребят нормальных хватает, которые просто честно будут работать.

Глава государства считает, что сегодня нужно провести оптимизацию кадров на телеканалах. При этом Президент отметил, что нужно оставлять тех людей, в которых руководство абсолютно уверено:

— Вы определитесь, кто будет работать, и оптимизируйтесь настолько, насколько это сегодня возможно. Тогда и зарплата будет.

Продолжая кадровую тему, Александр Лукашенко ставит конкретную задачу:
— Нужно, сохраняя журналистские коллективы, находить новых людей, молодых, креативных. И самое главное, патриотично настроенных. Должна быть преемственность.

Горячая тема

Глава государства отметил эффективную работу СМИ в преддверии референдума. По его словам, в этот раз отработали блестяще и идеально. Тем не менее расслабляться ни в коем случае нельзя. Президент рассказал участникам совещания о том, что беглая оппозиция и ее сторонники сейчас давят на граждан и пытаются играть на их эмоциях, заявляя якобы о том, что Беларусь будет воевать с Украиной. Давят психологически на людей в погонах и особенно на их семьи:
— Тысячу двадцать раз говорил о том, что нет у нас планов воевать в Украине. Но тема горячая. Белорусы на генетическом уровне не приемлют войну. 
И вот они за это сейчас начали цепляться. Мы должны красиво на это отвечать. Разумно в советские времена не только о пропаганде говорили, но и о контрпропаганде. На это надо реагировать спокойно, но только не оправдываться.

Глава государства заметил, что беглые сами сейчас формируют добровольческие отряды для войны в Украине.

— Так кто в Украине сегодня реально воюет? — последовал риторический вопрос. 

Президент также прокомментировал шквал заявлений, который прокатился по зарубежью в отношении Беларуси. Говорили о нашей стране и на недавнем заседании ­НАТО. Мол, Беларусь будет втянута в войну. Президент уверен, что эти высказывания — хитрый расчет западных стран:

— Таким образом готовится общественное мнение, чтобы нас туда (в проведение спецоперации. — Прим. ред.) втянуть. 
А нас в войну можно втянуть только одним способом — если против нас начнется агрессия, если против нас начнут воевать. 
Поэтому я держу ухо востро. Когда я это читаю, вызываю военных: доложите, что происходит на западе, на северо-западе, все ли мы видим? Все ли мобилизовали? Как работает разведка? Так что не думайте, что это просто так.

Сила — в правде

Деятельность СМИ за последние полтора года перестроилась кардинально, и министр информации Владимир Перцов говорит журналистам об этом прямо. Напоминает, что наши средства массовой информации нынче находятся на передовой информационной войны и делают в этом успехи:

— После «закалки» 2020 года мы сейчас более подготовленные, чем даже СМИ государств, в которых недавно происходили горячие события и которые сейчас реагируют на происходящую в Украине операцию. Мы сплотились, отбросили все те лишние кадры, приемы и предубеждения, которые мы применяли до 2020-го. Мы были излишне осторожные, аккуратные, где-то боялись кого-то обидеть. Такого уже в белорусских СМИ нет.

Обольщаться при этом, естественно, не стоит.

— Против наших средств массовой информации, бойцов информационной войны применяются все самые злобные меры, которые могут использоваться в информационной горячей войне, вплоть до физического уничтожения, лишения источников финансирования в первую очередь государственных СМИ для того, чтобы они не могли получать зарплату, оплачивать услуги, покупать оборудование, — предупреждает министр. — Против нас работает огромная махина, которая задействует средства и технику, ими же (западными оппонентами. — Прим. ред.) и разработанные. Мы фактически играем на их поле, когда заходим в интернетовскую среду. Это их социальные сети, их мессенджеры. И вообще их интернет. Они как законодатели могут ворота по ходу игры переносить в любое место. И нам здесь нельзя ни в коем случае расслабляться. Нужно идти на шаг впереди. 
У нас есть неоспоримое преимущество — мы несем правду. Нас не заставляют врать, не заставляют придумывать фейки, плодить монтажи, делать дипфейки, рисовать картинки. Просто рассказывайте как есть — и в этом наша сила. 
Наше умение должно быть максимально заточено на то, чтобы эту правду максимально эффективно доносить до наибольшего количества зрителей, слушателей и читателей.

Результат — налицо. Владимир Перцов апеллирует весьма показательным аргументом в пользу того, что государственные медиа действуют эффективно:

—  Наши оппоненты, которые еще не так давно хвастались своими логотипами и названиями, теперь в социальных сетях и интернете мимикрируют под логотипы ­БЕЛТА, Первый канал Белорусского телевидения и других наших СМИ. Значит, они понимают, что нашим государственным СМИ и их информации доверяют, что они пользуются большим авторитетом.

Министр информации Владимир Перцов —  о приоритетах работы на информационном поле страны:

♦ Первое — улучшение качества информационного продукта, повышение профессионального уровня журналистов. На этот счет многое сказано, но есть еще, объективно говоря, над чем работать.

♦ Второе — обеспечение увеличения доли телепрограмм собственного производства. На сегодняшний день собственного контента в среднем объеме государственных телеканалов уже 40,3 процента. В перспективе переход на 50—70 процентов собственного телепродукта. Но это зависит от финансовых возможностей.

♦ Третье — продвижение и укрепление государственной позиции в интернет-пространстве, включая активное освоение социальных сетей и мессенджеров. Согласно социсследованиям 63,2 процента жителей Беларуси получают информацию из интернет-источников, 61,3 — из телевидения. Каждый второй пользуется социальными сетями.

♦ Четвертое — укрепление редакций региональных СМИ, создание региональных медиахолдингов. Это позволит концентрировать финансовые, технические, кадровые ресурсы в головной редакции, решит проблемы дизайна, продвижения контента в цифровых средах. И как итог — создание единой эффективной управляемой системы региональных СМИ. Эта работа уже ведется.

— Средства массовой информации должны выполнять основную задачу — доносить правдивую, объективную информацию жителям нашей страны и зарубежья. И делать это оперативно, — резюмировал Владимир Перцов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Эйсмонт, председатель Национальной государственной телерадиокомпании:

— Мы живем во время, когда по соседству с нами горячая война, а у нас — информационная. Но в самом разгаре. Идет игра без правил… 

Я просто хочу сказать нашим недоброжелателям: не на тех нарвались. Из любой ситуации мы выйдем. И это должны знать трудовые коллективы, наши люди, и должны знать те, кто находится по ту сторону, кто начал против нас информационную войну. Мы знаем, как вы оцениваете нашу работу. Гордимся тем, что вы признаете, что проигрываете. И мы все сделаем для того, чтобы и дальше продолжать работу в таком же стиле, с такой же эффективностью.

Глава государства, безусловно, понимает всю важность средств массовой информации в современных реалиях, и мы нашли поддержку по абсолютно всем предложениям, которые были представлены.

Ирина Акулович, генеральный директор Белорусского телеграфного агентства:

— Основные сражения информационной войны сейчас проходят в интернете. Наши оппоненты делают все для того, чтобы мир не узнал правдивую информацию из Беларуси. Тем не менее нам удается доносить ее до наших читателей, зрителей. Люди пишут нам и просят, чтобы мы выдавали титры на английском, на немецком языках для того, чтобы понимать, что говорит наш Глава государства. Миллионные просмотры… Есть мнение, что в информационной войне проще побеждать тем, кто распространяет фейки, потому что они не ограничены, могут говорить все, что угодно, и не нести ответственность. Да, мы ограничены правдой, но проигрывать не намерены.

На вопрос о том, что, может, и нам не ограничивать себя, Ирина Акулович ответила так:

— Нет, ограничивать. Потому что, если мы начнем играть по правилам других, мир скатится в никуда. Кто-то должен оставаться честным и порядочным. И это должны быть мы с вами.

Марат Марков, председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал»:

— Несмотря на то что интернет забрал часть аудитории (у телевидения. — Прим. ред.), это не значит, что нужно сложить лапки и смириться с этим. Как раз таки решения, которые сегодня обсуждались, связаны с тем, что нужно помочь каналам не потерять аудиторию, нарастить ее и составить здоровую конкуренцию. Интернет-площадки, которые созданы за рубежом, но работают в Беларуси, ограничивают свободу слова и просто закрываются, когда это невыгодно. В этих условиях роль телевидения возрастает еще больше. И мы обязаны помнить об этом и разговаривать с людьми на одном языке, но, может быть, используя более короткие форматы. Мы не можем быть в застывшем состоянии. Телевидение не просто должно конкурировать с интернетом. Оно должно проникать в него. Потому что в сети видеоинформация крайне востребована. Мы все любим посмотреть короткий ролик до одной минуты, а лучше 30 секунд, чтобы он был максимально информативен. Контент, произведенный телеканалом, сделан профессионально, а информация в нем всегда правдива. Ее можно воспринимать с желанием, нежеланием. Но это правда. И это будет всегда смотреться. Нужно продолжать наращивать отечественный информационный и аналитический контент. Это то, что сегодня востребовано. 

konon@sb.by

isaenok@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter