В Праге снесли памятник маршалу Ивану Коневу

Война — памятникам, мир — кому?

Они его все-таки снесли.

О том, что памятник маршалу Ивану Коневу, «освободителю Праги», как называли его до недавнего времени, будет демонтирован, староста района Прага-6 Ондржей Коларж начал говорить еще прошлым летом. В сентябре 2019 года решение о сносе приняла администрация района. Против этого решения выступил даже президент Чехии Милош Земан, но правительство отдало вопрос на откуп местной администрации: мол, мы тут ни при чем, так решили местные власти, у нас на них нет управы.


3 апреля, воспользовавшись карантином и отсутствием людей на улицах, в том числе и тех, кто мог встать на защиту памятника, Конева снесли, а староста района Прага-6 Ондржей Коларж радостно запостил в соцсетях поверженного маршала: «У него не было маски. Правила применяются ко всем одинаково». Цинично. Президент Земан назвал это «злоупотреблением чрезвычайным положением». Но какое сейчас имеет значение, что сказал по этому поводу президент Земан?

В новейшей истории Чехии судьба памятника маршалу Коневу, установленного к 35-летию Победы в 1980 году, складывалась непросто. Правда, первой жертвой демократизации стал не он, а памятник советским танкистам, первым ворвавшимся в Прагу в мае 1945 года: его снесли в 1991-м. После падения железного занавеса памятник маршалу Коневу то и дело становился жертвой вандалов: то краской обольют, то граффити распишут. По инициативе уже знакомого нам Ондржея Коларжа пару лет назад появилась табличка, разъясняющая, что маршал Конев в 1956 году подавлял Венгерское восстание, а в 1961-м участвовал в строительстве Берлинской стены. Главным обвинением должно было стать участие маршала в подавлении Пражской весны в августе 1968 года, но вышла неувязка: в то время маршал уже был в отставке. На табличке написали: «Лично поддержал проведение информационной разведки перед вторжением войск Варшавского договора в Чехословакию».  

Сегодня Ондржей Коларж говорит, что памятник Коневу будет сохранен и станет экспонатом музея, посвященного истории Чехии в ХХ веке. Но что это будет за музей, никто не знает. А на этом месте установят другой памятник — освободителям Праги.

Но история, знаете ли, обоюдоострое оружие. И я совсем не удивлюсь, если соотечественники маршала Конева начнут напоминать чехам об их собственной роли во Второй мировой войне. В 1941 году нацистская армия на треть была укомплектована вооружением, произведенным в Чехии. Дисциплинированные чешские работники всю войну трудились на заводах, вооружавших армию «тысячелетнего рейха». Военное производство для нужд Германии продолжалось до 5 мая 1945 года. Во времена социализма об этом не вспоминали: тогда мы были по одну сторону баррикад. Но теперь табачок и воспоминания — врозь. И это тяжелые воспоминания.

…В нашей квартире в Карловых Варах среди семейных фотографий, что стоят на самом видном месте, есть и такая: 19-летний отец моего мужа Леонид Пеньевской с широченной улыбкой растягивает гармошку. На обратной стороне надпись: «9 мая 1945. Прага». Мы помним. И нам больно.

К СВЕДЕНИЮ

«Демонтаж памятника советскому маршалу Ивану Коневу в Праге может вызвать долговременное раздражение в российско-чешских отношениях, это преступление не останется без ответа», — заявила пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова.

Вчера стало известно, что министр обороны России Сергей Шойгу написал письмо чешским военным с просьбой передать России демонтированный в Праге памятник маршалу Ивану Коневу. Однако в пресс-службе минобороны Чехии заявили, что не могут отдать памятник, поскольку он не является военным захоронением и, соответственно, не находится в собственности министерства обороны. Шойгу выразил сожаление в связи с решением о демонтаже памятника Коневу накануне 75-летней годовщины Пражской наступательной операции, в ходе которой советские войска пришли на помощь восставшим жителям столицы Чехословакии и помогли изгнать из города остатки немецких войск. «Тогда погибли 50 тыс. наших отцов и дедов, которые боролись за свободу чешского народа», — заявил министр, а ему в ответ представитель чешского мин­обороны заметил, что российский министр направил его не по адресу: «Памятник не наш, поэтому мы не можем встретиться с российской стороной. Мы не можем отдать то, что не наше. Это не военная могила, и памятник все еще принадлежит району Прага-6».

Вот такая пикировка стала достоянием гласности.

Накануне С.Шойгу обратился к главе Следственного комитета России с просьбой привлечь к уголовной ответственности иностранных чиновников, виновных в сносе памятников советским гражданам.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter