Война хижин

Почему любая реконструкция сопровождается массовыми жалобами горожан?
Почему любая реконструкция сопровождается массовыми жалобами горожан?

Минск неизменно вызывает восторги зарубежных гостей, из каких бы стран они ни приехали. Прежде всего по той причине, что развивается не хаотично, а продуманно, системно. Тем более странно, а порой досадно, что усилия и очевидные успехи столичной власти не ценят некоторые минчане.

Поначалу я намеревался назвать этот материал «Война хижинам». Имея в виду яркие, радующие глаз архитектурные преобразования в облике нашей столицы. Здесь на каждом шагу появляются жилые дома невиданной ранее, броской архитектуры, которые кое–где уже затмевают унылые ряды еще советской массовой застройки. Бережно сохраняются и малоэтажные, более старые здания, преобразуясь в изящные коттеджики. Казалось бы, разве можно против этого возражать?

Еще как возражают, даже протестуют!

Два подобных домика, явных претендента на реконструкцию, я обнаружил на улице К.Чорного. Еще недавно они были заселены. И вдруг оба опустели, один даже получил огромную пробоину на уровне первого этажа.

Заглядываю внутрь. В комнате явные признаки если не пожара, то локального возгорания. Первый этаж залит водой. В соседних помещениях много оставленной кухонной утвари и даже мебели. Поднявшись на второй, вижу группу бомжей, набивающих добром мешки. Кажется, что лестница и полы вот–вот провалятся. Неужели эти дряхлые, полусгнившие стены можно восстановить?

Мой интерес отнюдь не досужий. На днях редакция получила письмо от жильцов дома N 109 по проспекту Независимости. Озаглавлено — «Просьба о помощи». Процитирую фрагменты.

«Наши дома построены в 1952 году, а ремонт не делали ни разу с момента заселения. Дома в аварийном состоянии (перекрытия деревянные, дранка, стены шатаются) и находятся в графике постановки на капремонт с 1998 года, а сроки переносятся из года в год. Идет грубый шантаж со стороны УП ЖРЭО: «Без надстройки не будет вам и капремонта»... В газете уже выставлены на продажу квартиры, якобы уже построенные на 4–м, 5–м и 6–м этажах «модернизированного» дома. На каком основании? Мы за начало капитального ремонта, за красивый облик города, но строить над своими головами надгробную плиту не дадим! Бороться будем и дальше».

Что за «надгробная плита»? Очевидно, имеется в виду надстройка в виде мансарды. На проспекте Независимости, напротив киностудии и обсерватории, каждый может увидеть дом под номером 113, уже подвергшийся подобной реконструкции. Еще недавно он выглядел так же жалко, как развалюхи на улице К.Чорного. Как, пожалуй, все малоэтажки послевоенной застройки. А теперь, получив новые этажи с мансардами и обретя респектабельный облик, стал украшением проспекта.

В самых красивых городах Европы есть целые кварталы, дома которых увенчаны не крышами, но именно мансардами. Парижские мансарды — это особый дух, это целая культура! Да что Париж — преображается даже наша стандартная «хрущевка», если ей повезло попасть под реконструкцию и обзавестись мансардой. Но долг обязывает меня опираться не на собственные ощущения, а на официальные разъяснения.

Главный инженер ЖРЭО Первомайского района Юрий Абрамович сообщил, что в районе имеется 83 «муниципальных» дома малоэтажной застройки и еще полтора десятка ведомственных. Всего около сотни. Каждый учтен и внесен в список, представляющий собой поэтапную программу обновления малоэтажного фонда до 2010 года. По каждому имеются техническое заключение и предложение: снос либо реконструкция. Окончательное решение остается за столичным комитетом архитектуры и градостроительства.

Два дома по улице К.Чорного, как оказалось, «приговорены» к сносу: они обветшали необратимо. Их обитатели уже получили другое жилье. Зато жителям соседнего дома, который виден через пролом, повезло больше. Их не отселили. Этот дом, надстроенный дополнительным этажом и мансардой, получивший новые коммуникации, стеклопакеты и прочую современную «начинку», обрел принципиально новые эстетические и жилые качества. Цена квадратного метра в таком доме, как рассказали мне риэлтеры, существенно повышается. Но реконструкции и этого дома, по словам Юрия Абрамовича, предшествовала многолетняя переписка по жалобам жильцов! Которые теперь говорят спасибо.

— А что же будет с домом N 109?

— Будем реконструировать. И отписываться.

Иными словами, война объявлена не только хижинам. Их обитатели тоже ведут свое сражение. Пожалуй, нелогичное. Читатели «СБ» знают, что газета не обходит вниманием промахи столичных строителей и архитекторов. Достаточно напомнить вчерашнюю публикацию «Тупик. Территория абсурда». Но за частностями нужно видеть главное. Власть заботит не только отдельный дом (дорога, стройка...), но и город как единый комплекс. При этом почти каждая масштабная инициатива властей (сначала снос киосков, а потом и реконструкция на Комаровском рынке, ликвидация Сторожевского, строительство рынка в Уручье...) сопровождалась массовыми жалобами горожан. Разве теперь, уважаемые минчане, вы против?

Фото автора.

На снимках: эти два дома «приговорены» под снос; перед реконструкцией этого видимого сквозь пролом дома–красавца переписка по жалобам жильцов длилась несколько лет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter