"Война" и сахар

Будем метать сахар?

Будем метать сахар?

ОАО «Жабинковский сахарный завод» — один из основных белорусских экспортеров сахара: более 20 процентов производимого в нашей стране сладкого продукта выдают «на-гора» здесь. Кроме того, это градообразующее предприятие: около тысячи из более чем 12 тысяч местных жителей работают на нем. Разумеется, финансовое благополучие города, как и района в целом, напрямую зависит от процветания завода. Для того чтобы поднять уровень производства сахара до европейского, за последние два года в реконструкцию предприятия было вложено около 100 миллиардов рублей. Закуплено импортное оборудование, введена новая фасовочная линия. За счет технического переоснащения заметно увеличилась мощность предприятия, объемы производства сахара и, как следствие, заработная плата. Всего за год она в среднем возросла с 472 тысяч рублей до 665. И это не предел.

В целом, глядя на то, как развивается наше сахарное производство, можно было бы только порадоваться. Однако, как отмечает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Жабинковский сахарный завод» Игорь Болтромеюк, руководство предприятия рассуждает трезво: приближается февраль, а потому надо готовиться к худшему…

История вопроса

В конце 90-х годов прошлого века белорусский сахар начал успешно конкурировать на российском рынке. Объемы его поставок из года в год увеличивались, принося прибыль нашим производителям, которые, завоевывая соседний рынок сбыта, выступили «единым фронтом». Союз российских производителей сахара, осознав, что четыре белорусских предприятия – серьезные конкуренты и могут реально влиять на ценообразование сладкого продукта в России, решил взять контроль над сахарными потоками из Беларуси в свои руки. Повод нашелся весьма удачный. Сахар в Беларуси производится не только из выращенной на нашей земле сахарной свеклы, но и из закупленного в Латинской Америке тростникового сахара-сырца. То, что сырье для изготовления белорусского сахара завозится из третьей страны, основание считать такой экспорт транзитным и облагать его таможенной пошлиной в размере 340 долларов за каждую тонну сахара. Для того чтобы отслеживать происхождение поступающего в Россию белорусского сахара, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации постановило: с февраля 2006 года весь белорусский экспорт сахара будет подвергаться лабораторному анализу на предмет происхождения сырья на Троекуровском таможенном складе.

Казалось бы, все в данном постановлении объективно.

Однако у белорусской стороны по этому поводу есть как минимум два резонных возражения. Во-первых, данное постановление противоречит союзному соглашению «О едином таможенном пространстве». А во-вторых, сам факт того, что Троекуровский таможенный склад — не государственная структура, а частная, принадлежащая компании ООО «Сахар» (нашему прямому конкуренту), вызывает немало вопросов.

Что будет

с экспортной программой?

На сегодняшний день более 30 процентов производимого в нашей стране сахара идет на экспорт, то есть в Россию, которая для нас единственный зарубежный рынок сбыта. С тех пор, как мы его открыли, еще ни разу не возникало серьезных проблем по реализации там отечественного сахара. Теперь они, без сомнения, возникнут. Дело в том, что пропускная способность единого таможенного склада невелика: одновременно здесь могут принять не более 5 вагонов со сладким грузом. В то время как каждый из четырех белорусских заводов в среднем ежесуточно отгружает 15 вагонов... Это означает, что уже в первые дни после того, как постановление вступит в силу, Троекуровский таможенный склад и подходы к нему будут «засыпаны» сахарным песком, и наш экспорт окажется парализованным.

Из создавшегося положения может быть два выхода: благоприятный и не очень.

Неблагоприятный исход дела приведет к тому, что из-за трудностей с реализацией нашим заводам придется уменьшить закупки тростникового сахара-сырца, что повлечет снижение объемов производства со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями.

Избавить от такой участи белорусских сахаропроизводителей сможет только отмена постановления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Для того, чтобы таким образом все в конце концов и разрешилось, на уровне Совета Министров обеих стран постоянно ведутся переговоры. Российская сторона понимает обеспокоенность белорусов, однако конструктивных решений до сего дня так достигнуто и не было.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter