Война и политика

На днях состоялся визит премьер–министра Польши Дональда Туска в Вашингтон...
На днях состоялся визит премьер–министра Польши Дональда Туска в Вашингтон. После встречи с президентом США Джорджем Бушем было заявлено, что Польша все–таки разместит на своей территории элементы американской противоракетной обороны. Взамен американцы помогут модернизировать польские вооруженные силы. По словам Буша, до истечения срока его президентских полномочий две страны разработают конкретный и осуществимый план по оказанию помощи Польше. В Варшаве надеются среди прочего получить из Вашингтона ракеты «Пэтриот». Вашингтонские договоренности показывают, что новый польский премьер–министр инициировал дискуссию вокруг ПРО с целью добиться большей компенсации от Белого дома. Нужно признать, что это ему удалось. Какие бы аргументы ни приводили российские военные и эксперты, что размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе нарушает сложившуюся в регионе систему безопасности, решение давно уже было принято.

Между тем прецеденты проталкивания сомнительных инициатив у Соединенных Штатов уже были, вспомним хотя бы, как принималось решение о начале иракской войны и к чему оно привело... Не повторит ли история создания ПРО в Европе авантюру с ОМУ в Ираке? Неправильная, а тем более ложная оценка существующих рисков может привести к фатальным последствиям.

В апреле в США будет опубликована книга «Война и решение» бывшего заместителя министра обороны Соединенных Штатов по вопросам политики Дугласа Фейта, который занимал эту должность до середины 2005 года. О содержании публикации, посвященной процессу принятия решения о начале военной операции в Ираке в марте 2003 года, на днях сообщила газета «Вашингтон пост», в распоряжении которой оказалась копия 900–страничной рукописи.

Автор, работающий сейчас в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, приводит такие сведения о ходе подготовки вторжения в Ирак, которые выставляют в неприглядном виде некоторых ключевых деятелей администрации Буша, участвовавших в разработке сценария иракской авантюры.

Фейт сообщает, что еще 18 декабря 2002 года на заседании Совета национальной безопасности США, в котором он принимал участие, президент Буш заявил, что война против Ирака «неизбежна». Заметим, что это заявление прозвучало за несколько недель до того, как инспектора ООН представили свои выводы, и за несколько месяцев до американского ультиматума Саддаму Хусейну. Так что к каким бы заключениям ни пришли тогда инспектора ООН и как бы ни повел себя в той ситуации иракский лидер, это, по существу, мало что изменило бы, ибо четкая установка на войну с Ираком была дана заранее. По большому счету, иракское оружие массового уничтожения, о котором твердили официальные лица США, обосновывая военную операцию, вообще было как бы ни при чем.

Автор подвергает нелицеприятной критике К.Райс, которая в тот период занимала влиятельный пост советника президента по вопросам национальной безопасности, тогдашнего госсекретаря К.Пауэлла и его заместителя Р.Армитиджа, генерала Т.Фрэнкса, руководившего военной операцией в Ираке, а также П.Бремера, возглавлявшего на начальном этапе оккупационную временную администрацию в Багдаде. Все они, по мнению Фейта, могли бы предостеречь президента Буша от принятия опрометчивого решения по Ираку, но ничего для этого не сделали и в целом оказались не на высоте.

Так, например, Райс отсекала всю информацию, которая не укладывалась в установку Буша на войну с Ираком. Она, по мнению Фейта, не смогла должным образом скоординировать политику США в иракском вопросе, придать ей целостность. Пауэлл хотя и сомневался в целесообразности поспешных военных действий и изображался прессой в то время, как некий «голубь», в действительности ни на одном из заседаний в Белом доме по Ираку не выступил против вторжения. Он не сумел обеспечить поддержку в ООН линии США в отношении Ирака со стороны Франции и Германии. Генерал Фрэнкс проявил незаинтересованность и даже беспечность в отношении послевоенного планирования. Резко осуждает Фейт и ЦРУ, которое представило недостоверные разведданные и тенденциозно препарировало информацию об иракском оружии массового поражения.

Буш и небольшая группа неоконсерваторов из ближайшего окружения президента фактически навязали Америке катастрофический курс относительно Ирака. Не случайно посвященная политике Буша глава последней книги Збигнева Бжезинского «Второй шанс» так и называется — «Катастрофическое лидерство».

Анатолий Розанов, профессор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter