Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Война и мир» за два часа. Как корреспондент «Знаменки» училась скорочтению

Рузвельт каждое утро прочитывал перед завтраком целую книгу, Бальзак умел охватывать одним взглядом сразу семь-восемь строчек. А Максим Горький шутки ради мог разрезать литературный журнал по диагонали и пролистать оставшийся бумажный треугольник, уверяя, что все понял и не упустил ничего важного. Корреспондент «Знаменки» подумала: чем я хуже? И отправилась на урок скорочтения.


И студенты, и бизнесмены

Минчанка Наталья Клопоток, которая согласилась стать моим личным наставником, заинтересовалась этой темой еще в детстве, когда обнаружила у родителей книгу Андреева «Учитесь быстро читать»: этот фолиант в зеленой обложке был, наверное, в каждой советской семье. Новая методика здорово помогла ей во время учебы на филфаке, когда подчас сессии при­ходилось жить в режиме «два романа до обеда и два – после».

Окончив университет, Наталья отправилась на курсы скорочтения и получила там сертификат, в который было вписано число 2767 – именно столько знаков в минуту читает моя собеседница. Получается, что при такой скорости на одну страницу «Знаменки» у нее уйдет немногим больше двух минут.

Знакомые порой изумляются, когда видят, с какой скоростью Наталья перелистывает страницы:


– Недавно забыла ключи – пришлось ждать, пока старшая дочка вернется из школы. Повезло, что в сумке была вторая книга «Войны и мира», третий и четвертый том, который я как раз несла Полине из библиотеки. За два часа ожидания я ее прочитала. Правда, учтите, что я делала это в 16-й раз и многие отрывки знала наизусть.

Наталья обучает скорочтению всех желающих в одной из частных минских школ. Среди учеников есть как дети, так и взрослые:

– Контингент разный: и студенты, и пенсионеры, и бизнесмены. Помню домохозяйку, которая пришла на курсы, обидевшись на мужа. Он упрекнул ее, что она думает только о своем маникюре и о том, что приготовить на ужин. Научившись скорочтению, она каждый день за полчаса до его прихода прочитывала пару газет, или журналов, или полкниги – а потом рассказывала, что нового сегодня узнала. А муж только удивлялся: «Ах ты моя умница!»

Человек-сканер

Если честно, я ожидала, что Наталья сразу выложит на стол двухтомник Толстого, чтобы мы прочитали его к концу занятия. Но вместо этого она достала из сумки таблицы с цифрами, похожие на судоку.

Таблицы Шульте – главный тренажер для тех, кто мечтает научиться читать быстро

– Это таблицы Шульте, – проводит ликбез наставница, положив передо мной расчерченный на клеточки квадрат, в каждой из которых в произвольном порядке вписано число от 1 до 25. – Они учат расфокусировать взгляд. Если обычно люди по очереди читают каждое слово, водя глазами по строчкам, то человек, владеющий навыками скорочтения, просто устанавливает взгляд в одну точку, но благодаря широкому полю зрения видит не только это слово, но и то, что вокруг. Чтобы прочитать одну книжную страницу, мне приходится делать шесть-семь зрительных «ос­тановок». Получается, я не бегаю глазами по странице, а как будто сканирую ее. Такой метод уменьшает зрительную нагрузку, так как приходится совершать меньше движений глазными яблоками.

Устанавливаю взгляд в центральный квадрат с числом 20.

– Теперь попробуйте, не отводя взгляда, увидеть, какие числа находятся в крайних квадратах. А сейчас быстро, не бегая глазами, найдите все числа от 1 до 25. Ну что, получается? У тренированного человека на это уходит не больше 15-20 секунд.

Впрочем, секрет скорочтения – не только широкое поле зрения, но и хорошая память, высокая скорость усваивания информации. Ведь в чем смысл затеи, если не понимать, что прочитал?

– Поэтому очень важно учиться разбирать тексты, – обращает внимание Наталья. – Прочитали – назовите тему, идею, опорные слова, выделите новую для вас информацию. Помню, когда я предложила такое задание своим ученицам, двум подружкам-пенсионеркам, одна из них радостно воскликнула: «О, это же прямо как мы в студенчестве статьи Маркса разбирали!»

Учебники читайте быстро, а стихи – медленно

Измеряем мою скорость чтения. Результат оказывается весьма неплохой – 1942 знака в минуту. Хотя, конечно, до Натальиных без малого трех тысяч мне далеко.

– Самое главное – не забрасывайте занятия, – напоследок дает совет преподаватель. – Чтение – как спорт: если прекращаешь тренироваться, все наработанное теряется. И учтите, упражняться нужно каждый день – хотя бы три раза по десять минут. А то порой приходят новички и смотрят на меня с надеждой, ожидая, что я сейчас начну колдовать и делать над ними пассы руками. В первую очередь это большая самостоятельная работа: чтобы усвоить методику скорочтения, нужно прочитать и проанализировать не меньше 200-300 текстов. Кстати, было бы неплохо сделать это частью школьной программы – пускай не уроком, но хотя бы факультативом.

Напоследок задаю вопрос, который волнует меня с самого начала занятия:

– Наталья, а получу ли я удовольствие от книги, если буду читать так же быстро, как вы?

– Я читаю быстро, когда мне необходимо за короткое время усвоить большой объем информации, это в первую очередь касается профессиональной литературы. А вот, например, поэзию специально читаю медленно. Это все равно как смаковать блюдо и быстро перекусывать на ходу.

В ТЕМУ

В 1986 году психолог Сталина Цуранова защитила первую в БССР диссертацию, посвященную совершенствованию навыков чтения школьников и студентов, которая касалась в том числе и скорочтения. Несмотря на то, что методика была прогрессивной и во многом инновационной, широкого распространения она, увы, не получила:

– Были попытки внедрить методику в образовательный процесс, но успехом они не увенчались. Советские чиновники говорили: «Зачем нам ваше скорочтение? Посмотрите на меня: я и без него отлично справляюсь».

И хотя со временем Сталина Петровна сменила научное направление, педагоги и родители по-прежнему часто интересуются у нее, как пристрастить детей к чтению:

– Не важно, о каком чтении идет речь, быстром или обычном – все упирается в мотивацию. Помню, как нам в детском доме воспитательница читала «Приключения Тома Сойера», прерываясь в самом интересном месте и делая вид, что у нее появились неотложные дела. А когда мы спрашивали: «Клавдия Максимовна, что же было дальше?» – отвечала: «В библиотеке есть книга – вот сами и дочитайте». Это был лучший стимул.

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter