Кто такая Варвара Вырвич и почему фашисты были готовы отдать за ее голову целое состояние?

Война и мир Варвары Вырвич

Весной 1943 года в окрестностях Добруша за подписью коменданта оберлейтенанта Брокмана появились листовки следующего содержания: «За пойманного бандита «КАТЮ» Германское Командование вознаградит поймавшего: 3000 марок, 5 пудами соли, а также земельным наделом в 25 гектар». Кто такая Катя и почему фашисты были готовы отдать за ее голову целое состояние? Расскажем историю этой смелой девушки.

Варвара Вырвич среди партизан, 1943 г.

Варвара Вырвич родилась в Речице за две недели до подписания договора о создании СССР, 15 декабря 1922 года. Окончив школу, поступила в Одесский политехнический институт. В июне 1941-го планы стать дипломированным инженером рухнули под натиском фашистской армады. Варя и ее подруга Лина Лановенко попросились добровольцами на фронт — и скоро девушки, которым не было и 20 лет, стали медсестрами санитарного эшелона. День за днем потянулись тысячи километров кровавых фронтовых дорог. Однажды в пути возле станции Каган (Узбекистан) обе серьезно заболели. В бессознательном состоянии Варю и Лину высадили и поместили в госпиталь. После выздоровления подружки решили поступить в разведшколу в Бухаре, где они обучались стрельбе, минно-подрывному делу и мастерству радиста.

Как Варя стала Катей

Весной 1943 года Варвара получила кодовое позывное имя «Катя» и была заброшена на родную белорусскую землю в немецкий тыл, где примкнула к одному из партизанских отрядов. Закаленные в боях партизаны удивлялись, как быстро хрупкая девушка влилась в полную опасностей боевую жизнь. Неудивительно, что вскоре ей поручили командование группой молодежи. Она обрадовалась, но мечтала об организации крупного комсомольско-молодежного партизанского отряда. И его создали. Вот как об этом писал корреспондент журнала «Смена» Леонид Коробов в декабре 1943-го: «Когда один партизан на собрании сказал: «Диверсия — то же самое, что и удар саблей. Она стремительна, как казачья атака», — все решили назвать молодой отряд именем Буденного». 

За непродолжительное время Катин отряд вырос до 150 человек и стал наносить серьезнейший урон оккупантам. На полицейские комендатуры буденовцы (а они все передвигались на отбитых у немцев лошадях) обрушивались как снег на голову. Партизаны беспощадно уничтожали полицаев, фашистов, сжигали немецкие штабы, пускали под откос эшелоны… Крупнейшим успехом отряда стало уничтожение склада боеприпасов в Новобелице: 4 тысячи артиллерийских снарядов, 3 тысячи противотанковых мин и 25 тысяч ручных гранат были уничтожены в одночасье. Всего же отряд Кати пустил под откос 27 эшелонов и совершил 85 подрывов рельсов. При этом за весь период диверсионной деятельности отряд имени Буденного потерял только четверых товарищей, которые погибли в открытом бою с врагом. 

Отсюда и щедрое фашистское вознаграждение за голову «бандитки Кати». Однако, невзирая на это, поймать Вырвич так никому и не удалось. Именно в партизанском отряде между почти ровесниками подрывником-разведчиком Иваном Паньковым и командиром отряда Варей Вырвич вспыхнула искра, связавшая их на всю жизнь. Мы разыскали внучатого племянника Варвары Петровны Вырвич, ставшей после замужества Паньковой. Игорь Кузьменок, проживающий ныне в Речице, бережно хранит память о своих героических предках:

«Я по крупицам собирал и продолжаю собирать историю тети Вари и дяди Вани. Я горжусь их подвигами и причастностью к их славным родам. Они поженились сразу после войны, но Господь не дал им детей. Сказались суровые партизанские условия, когда им приходилось в промозглую слякоть и лютый холод ночевать где придется. Но вся послевоенная жизнь тети Вари была связана с детками».

Фашисты дорого оценили «бандитку Катю» — объявление 1943 года о награде за ее голову.

Сердце тянулось к детям

Когда Красная армия освободила Гомельскую область, 150 комсомольцев из 15 организаций, созданных Катей, вышли из подполья и стали восстанавливать разрушенную врагом страну. Во главе райкома комсомола Добрушского района по праву встала Варвара Вырвич. Но еще долгое время миловидную девушку звали Катей. В начале 1950-х Варвара Петровна Панькова стала заведующей детским садом-яслями в деревне Озерщина, что возле Речицы. Больше всего на свете она любила детей, которые озаряли ее израненные войной сердце и душу. В 1964 году в семье Паньковых появился сын. Вот как об этом рассказывает Игорь Кузьменок: 
«Одна из мам однажды, бросив своего ребенка, уехала из деревни в неизвестном направлении. Тетя Варя с дядей Ваней думали недолго: в апреле 1964-го девятимесячного Вовку они усыновили.
Тетя Варя рассказывала, что все было как в кино, они пришли проведать малыша, а он протянул ручки и пошел к ним, прижался к тете — и она больше не расставалась с ним, пока тот не вырос. Владимир стал моряком, окончив мореходное торговое училище, ходил помощником капитана на многих сейнерах по всему миру. Пришвартовался, что называется, в городе Холмске, на Сахалине. Сейчас на пенсии, работает в порту заместителем директора по безопасности судовождения. Пару лет назад я у него гостил».

С детьми яслей-сада речицкой судоверфи. Варвара Вырвич вверху справа, 1962 г.

Вернуть имя истории 

Высшее образование Варвара Петровна Панькова получила в Белорусском государственном университете. После его окончания на протяжении многих лет трудилась в управлении предприятия «Речица-нефть», занимавшегося добычей газа и нефти. Когда вышла на пенсию, стала заведующей пионерским лагерем имени Марата Казея. Умерла партизанка-буденовка в августе 1998 года. Ее верный боевой друг и супруг Иван Михайлович ушел из жизни спустя три года. Сегодня они покоятся на Речицком кладбище за одной оградкой. 

За подвиги, организацию и выполнение серьезнейших подпольных и партизанских операций Варвара Вырвич награждена орденами Красного Знамени (01.01.1944 г.) и Отечественной войны II степени (06.04.1985 г.), а также медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. На сайте partizany.by есть наградной лист на Варвару Вырвич. Цитируем фрагмент: «Тов. Вырвич В. П. в марте 1943 года направлена ЦК ЛКСМБ во вражеский тыл. Находилась в партизанской бригаде им. Сталина в должности помощника комиссара по комсомолу и секретарем подпольного Добрушского РК ЛКСМБ. На этой работе проявила себя хорошим организатором молодежи, поднимающим ее на борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Участвовала в боях с оккупантами, проявляла смелость и отвагу».

Варя Вырвич отличалась не только храбростью и отвагой, но и беспримерной скромностью. Об этом вспоминает и Игорь Кузьменок: «Тетя Варя не любила рассказывать о своем боевом и героическом прошлом. 
Многие и не догадывались, что эта миловидная и спокойная женщина в юности наводила ужас на фашистов и полицаев. Но получилось так, что ее забыли. 
Я как-то Добрушскому музею предлагал кое-какую информацию дать о тете Варе, но они не проявили особой инициативы и интереса».

Автор материала решил уточнить — так ли это на самом деле. В Речицком краеведческом музее о Варваре Вырвич знают, но материалов о ней нет. То же самое можно сказать о Добрушском районном краеведческом музее. Лишь в Гомельском историко-краеведческом музее нашлась небольшая фотография-коллаж, на которой изображена партизанка Катя и объявление фашистов о награде за ее голову. И все. Пусть простят меня историки и краеведы Гомельщины, но это ничтожно мало. 
О героическом прошлом Варвары Вырвич можно снимать полнометражные киноленты, воспитывая на них молодежь. Если даже российская пресса называет Варвару самой успешной диверсанткой Великой Отечественной войны, то почему так мало о ней знают ее земляки? Сама она была скромной… Но разве это дает нам право забывать о ней? 
usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter