Война и мир маршала Победы

В КНИГЕ «Воспоминания и размышления» Георгия Жукова есть много страниц, где он тепло отзывается о нашей республике, о ее людях, о прекрасной природе. Вот только несколько строк из его автобиографического произведения: «Семь лет я командовал полком и бригадой в Минске, хорошо знал каждую улицу, все важнейшие постройки, мосты, парки, стадионы и театры».

Премьера фильма о полководце Георгии Жукове пройдет накануне Дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

В КНИГЕ «Воспоминания и размышления» Георгия Жукова есть много страниц, где он тепло отзывается о нашей республике, о ее людях, о прекрасной природе. Вот только несколько строк из его автобиографического произведения: «Семь лет я командовал полком и бригадой в Минске, хорошо знал каждую улицу, все важнейшие постройки, мосты, парки, стадионы и театры».

А вообще-то, как подсчитали историки, Георгий Константинович прослужил в нашей стране 17 лет: с 1922-го по 1939 годы. Кроме того, он принимал участие в освобождении Беларуси, проведя блестящую операцию «Багратион». И благодарные земляки не забыли одного из величайших полководцев ХХ века. Ему в нашей столице поставлен памятник, а рядом обустроен великолепный сквер. За это большое спасибо надо сказать отделению Международного общественного фонда имени полководца Г. К. Жукова (председатель Дмитрий Сенько). Кстати, Дмитрий Андреевич и его коллеги выступили инициаторами еще одной идеи. Они решили создать хроникально-документальный фильм «Жуков и Беларусь». Со своей просьбой обратились к руководству Национальной киностудии «Беларусьфильм». Там нашли поддержку, в том числе и финансовую. Нашли понимание и в администрации Жуковского района Калужской области, и у президента Фонда имени Г. К. Жукова Василия Чурина. Россияне дали недостающую сумму денег для создания фильма из трех частей.

И вот работа, начатая в декабре прошлого года, наконец завершена. Лента снята, смонтирована, озвучена. Презентация и премьера фильма пройдут 1 июля в столичной гостинице «Виктория». А накануне этого события я встретился и побеседовал
с режиссером хроникально-документальной картины, заслуженным деятелем искусств Беларуси, лауреатом ряда международных премий Анатолием АЛАЕМ и с председателем Фонда имени полководца Г. К. Жукова Дмитрием СЕНЬКО.

— Я знал, что при создании фильма о великом полководце будет трудно, — говорит Анатолий Алай. — О Жукове сделано уже несколько фильмов. Повторяться не хотелось. Наоборот — нужно было отойти от той схемы, которая была предложена московскими кинематографистами. Поэтому поиск привел меня и нашу съемочную группу, в которую входили оператор Николай Сидорченко, звукооператор Валерий Баев, редактор Ирина Демьянова, директор фильма Татьяна Афанасьева, в семью Жукова, на родину маршала, в библиотеки и архивы России. Все мы работали напряженно, «перекопали» горы документов, книг. Я сам внимательно изучал материалы октябрьского Пленума ЦК КПСС 1957 года, того самого, на котором происходил политический «расстрел» маршала Жукова, когда бывшие соратники в золоченых погонах не поддержали своего кумира, своего министра обороны, четырежды Героя Советского Союза. Один за другим они лезли на трибуну, и каждый старался уколоть чем-то, заклеймить Георгия Константиновича. Никто не поддержал Жукова, не встал и не сказал слова в его защиту. Для меня это было очень больно. Я очень чувствительно отношусь к несправедливости и думаю, почему так происходит? Вот это и пытался понять, когда взялся за работу над фильмом. Пытался найти ответ и на вопрос, почему до сих пор кое-кто чернит маршала, сваливает на него промахи некоторых операций, большие потери? Читаю Суворова, например, и тот все валит на Жукова. Он один виноват. Но это абсурд! Просто у нас была обезглавлена армия, вместо опытных генералов стали командовать лейтенанты. Да и не то вооружение было, не та техника.

— В своем интервью, посвященном 65-летию Великой Победы, Патриарх Кирилл недавно сказал: «Это, несомненно, было чудо. Мы должны были проиграть. Нельзя сравнивать военную мощь Германии и Советского Союза в самом начале войны (там — организация, дисциплина, немецкий порядок). И эта армада вступила на территорию страны. Какой? Прошедшей через гражданскую войну, вздыбленной внутренними конфликтами. И все-таки народ объединился и сумел невероятными жертвами отстоять Отечество, нашу русскую цивилизацию. Это великое Божье чудо, Господь приклонил милость»...

— Да, соглашусь, это было чудо. Но у чуда этого стояли люди. Может, неспроста у Жукова было такое имя — Георгий. Георгий — Победоносец. Я читал архивные материалы, и у меня волосы дыбом вставали. Смотрите, осень 1941 года, немцы у стен Москвы, командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал фон Бок сумел пролететь над Кремлем на разведсамолете, бомбы падают прямо на территорию Кремля. У меня даже есть документы, в которых указано, куда они угодили. В Москве паника, люди начинают сжигать портреты вождей, боясь прихода фашистов. Кстати, Москва была вся заминирована, Белокаменная и Кремль должны были взлететь в воздух, даже в Большом театре несколько тонн динамита лежало. Мало кто знает, но на верху собора Василия Блаженного сидел сапер, и к нему шли электрические провода, чтобы в то время, когда поступит приказ, замкнуть цепь. И вот в этот тяжелейший момент Жукову поручили руководство Западным фронтом. Эти войска, которые до того подчинялись маршалу Коневу, были практически разбиты. Из шести армий осталось всего 90 тысяч человек. И этими силами Георгий Константинович должен был остановить врага, а потом перейти в наступление!

Не успел Жуков приступить к исполнению своих обязанностей, как ему позвонил Молотов и сказал: «Если ты не удержишь Москву, мы тебя расстреляем». За ним через пару дней это же пообещал Берия. То есть со всех сторон посыпались угрозы. И надо было быть Жуковым, чтобы организовать крепкую оборону тогда, когда Сталин поштучно распределял танки между войсками, как говорит в нашей картине доктор военных наук Рубцов. Георгию Константиновичу удалось выпросить 200 единиц и 6 декабря перейти в контрнаступление. Это была первая крупная победа Красной Армии. И весь мир узнал, что она жива. Может громить отборные фашистские дивизии!

— Анатолий Иванович, но ваша картина не о боевых операциях, которые проводил прославленный полководец. Как вы сказали однажды, это фильм о любви. О любви Жукова к своим родным, к своим детям. И о любви творческой группы к этому неординарному человеку.

— Да, Георгий Константинович очень любил своих детей: и Эллу, и Эру, и Маргариту, но особенно был привязан к младшенькой Машеньке. Он души в ней не чаял. И родилась она как раз в тот момент, когда для Жукова было самое тяжелое и напряженное время — в 1957 году. Я уже говорил об этом, о Пленуме ЦК КПСС. Как-то смешалось все: с одной стороны — трагедия, с другой — счастье. Вот слова Жукова: «Дочь появилась у меня перед закатом солнца». Ему 60, жене 30, он был счастлив беспредельно. Анна Миркина, которая была другом семьи и редактировала его книгу «Воспоминания и размышления», говорила нам: в глазах Жукова искрилась жизнь, любовь к родным людям.

— Рабочее название фильма «Жуков и Беларусь». А на экраны он выйдет под названием «Маршал Жуков. Горький привкус Победы»...

— О горьком привкусе Победы я уже сказал, и мы в картине не обошли эту тему. А что касается Беларуси, то период его жизни в нашей стране в литературе почти не отражен. Мало говорится о нем и в воспоминаниях маршала. Мы знаем: он был командиром эскадрона, командиром полка, командиром бригады, дивизии, корпуса и заместителем командующего Белорусским военным округом по кавалерии. И, конечно, изучая архивы, я хотел найти прежде всего молодого Жукова, снятого кинооператорами здесь, на территории Беларуси. Но, понимаете, в кадр попадали тогда военачальники высокого ранга: Ворошилов, Буденный. А что касается Георгия Константиновича — командира эскадрона, командира полка, то остались почти одни фотографии. И какое счастье было, когда нам удалось найти нужные кадры! Молодой Жуков снят на территории Беларуси. Его пригласили после маневров в гости местные колхозники. И вот он сидит за праздничным столом. Я до сих пор не знаю, то ли это была свадьба, то ли после маневров устроили для военных праздничный стол. Георгий Константинович даже речь говорит, благодарит сельчан и обещает защитить нашу землю от лютого врага, если тот пойдет на нас войной. Эта встреча состоялась в 1936 году. Мы в Красногорске, в архиве, обнаружили коробку под названием «Выступает военный». Там даже не было указано, что выступает Жуков. Кадры эти вошли в фильм целиком.

— Я дополню Анатолия Ивановича, — говорит Дмитрий Сенько. — В Беларуси много людей, пути которых пересеклись с маршалом Жуковым. Его поваром был наш земляк, который после войны жил и работал в Бобруйске. Кстати, Георгий Константинович и после войны навещал Беларусь. Он командовал учениями, которые проводились под Барановичами. Нам удалось разыскать коменданта города, который встречался с Жуковым, стрелка, который охранял его самолет. Все они стали героями нашего фильма. Есть еще ряд интересных фактов. Но они войдут в картину, если мы продолжим работу над ней, если появятся финансы. А такая перспектива есть.

И что я еще хочу сказать: в картине звучит марш, посвященный маршалу Жукову. Написал его наш прославленный композитор Игорь Лученок. Исполняют песню Полина Ласкина, Леонид Некрашевич и ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь. Марш писался долго, переделывался текст. И он украсил нашу ленту, как и текст, подготовленный к фильму известной журналисткой Людмилой Селицкой. Участие в этой картине родных Жукова, на мой взгляд, представляет особую ценность. Дочки маршала, особенно младшая, да и редактор Миркина, обычно неохотно дают интервью. Но нам удалось установить контакт с младшей дочерью маршала Жукова — Марией, поговорить и со старшей дочерью, Эрой Георгиевной. Эти интервью, редкие кадры, о которых здесь говорилось, думаю, как и сам фильм, никого не оставят равнодушным.

Беседовал Евгений КАЗЮКИН

На снимках: Георгий ЖУКОВ с женой Александрой, 1936 г.; В кругу семьи, 1939 год.; Режиссер Анатолий АЛАЙ с младшей дочерью Жукова — Марией, 2009 г
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter