Ветеран войны Аэлита Самсонова однажды влюбилась в Гомель и осталась здесь навсегда

Война и мир Аэлиты Самсоновой

Родилась Аэлита Самсонова в 1926 году в Орле. В 1945-м дошла до Берлина. После войны вместе с мужем объездила практически весь Советский Союз, а в 1961 году супруги решили осесть в Гомеле. Здесь она, обменявшая свое детство на Победу, наконец-то получила среднее образование. Здесь работала, вырастила детей и обрела вторую, нежно любимую, родину. Вместе с Аэлитой Ивановной мы прошлись по ее любимым местам.

Гомель военный

Просто расти и наслаждаться жизнью судьба Аэлите Самсоновой не позволяла никогда. Она хотела бы запомнить только хорошее о своем родном Орле, но в нем в 1937-м пережила арест своей мамы-польки, репрессии, ударившие и по ее отцу, железнодорожному диспетчеру, вдруг оставшемуся не у дел. Там же еще школьницей прочувствовала негатив и по отношению к себе, когда ее, активистку, отстраняли от школьных мероприятий и лишили должности председателя совета пионерского отряда. В Орле окончившая семилетку и курсы Осоавиахима девочка вместе с подружками 22 июня 1941 года отправилась купаться на Оку, а вернувшись, увидела почерневшие лица взрослых. Здесь пережила налет вражеской авиации, бомбившей вокзал и предприятия.

А дальше были чужие города и даже страны. Отправившись в Ташкент к тете, попросилась на военный завод, работала токарем, сверловщицей, электросварщицей — приделывала крылышки к минам.

Добившаяся своего 17-летняя девчонка в конце концов попала в госпиталь и вместе с ним двинулась на фронт. Сон по несколько часов в сутки, изнурительный труд, по 100—150 раненых на каждую медсестру и санитарку. В Прилуки Черниговской области Украины, где долгое время стоял госпиталь, как-то приехали санитарные летучки.

— Мы удивились: вагоны долго не открывали и много часовых вокруг. Смотрим — а там раненые немцы. Никто из нас даже не шелохнулся. Только увещевания замполита напомнили: это наш долг, мы же не фашисты…

Тогда же она впервые побывала на своей будущей второй родине — узнала, что отец находится неподалеку, работает в военном госпитале под Гомелем. Добралась туда, увидела его и расплакалась, как маленькая девочка. О том городе над Сожем Аэлита Ивановна мало что может рассказать — он был разрушен. Очень быстро вместе с госпиталем отца двинулась на запад.

Гомель мирный

Своего будущего мужа Бориса Самсонова она встретила в госпитале, куда он попал из-за ранения. А расписались они в поверженном Берлине в 1946 году. После Германии с супругом-военнослужащим объехала весь Советский Союз. А когда он вышел в отставку, нужно было выбрать место, где осесть.

— В Гомеле мы были проездом, вышли на вокзале — и ахнули! Город выглядел, как сад: красивый, весь утопал в зелени. Уже тогда стало понятно, что здесь мы и будем жить.

Аэлита Ивановна сетует: с 1960-х утекло немало воды и, к сожалению, немало той зелени. В угоду троллейбусным линиям и прочим радостям прогресса пышные кроны уменьшали, деревья срубали. Поэтому сейчас она так ценит каждую живописно-зеленую улочку и приводит нас на знаковое место — проспект Победы. Тут ей все по сердцу: и важное для нее название, и шикарные виды, и теплые воспоминания.

— Эта часть города строилась фактически при мне. Помню, как тут еще стояла церковь, которую потом взорвали. На проспекте Победы высаживали деревья в таком порядке: три пирамидальных тополя и береза. Как символ того, что каждый четвертый белорус не вернулся с войны. Сейчас уже известно, что каждый третий…

Начинается проспект Победы у площади Восстания. Здесь в 1968 году был установлен на пьедестале танк Т-34–85 — в честь воинов, принимавших участие в освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. А в двух шагах отсюда на стене здания — барельеф, на который не всегда обращают внимание и сами гомельчане. Крест из двух истерзанных человеческих тел напоминает, что с сентября 1941-го по 10 октября 1943 года здесь находился пересыльный лагерь для советских военнопленных «Дулаг-121». За это время в нем уничтожили более 100 тысяч человек. Издевательства, сырая земля в качестве постели, гнилая свекла вместо еды. Десятки тысяч загубленных жизней…

Гомель любимый

Гомель не забыл о лихолетье, но восстал из пепла. В дни приезда сюда Аэлиты Ивановны проспект Победы как раз бурно застраивался. Сейчас она прогуливается по роскошной центральной аллее и вспоминает, как тогда мечтала получить здесь квартиру. Но им с мужем выделили жилье неподалеку. Ветеран предлагает свернуть на улицу Кирова и ведет к своему дворику.

— Вот честно: это мое самое любимое место в Гомеле. Мой дом — настоящий центр города. Не верите? — смеется она и начинает доказывать: — До вокзала 15 минут пешком, до рынка 15 минут пешком, до дворца Румянцевых и Паскевичей столько же.

Здесь есть все: и магазины, и транспорт, и исторические места.

Квартира с трехметровыми потолками, благодаря которым, как уверяет Аэлита Ивановна, дышится легче, и печным отоплением стала для ее семьи настоящим домом — любимым, надежным и полным счастья. В двух шагах отсюда была и вечерняя школа, которую героиня войны наконец окончила.

— Причем я училась вместе со своим сыном. Как-то пришел к нам новый учитель физики, нас еще толком не знал. А я отвечала на уроке и забыла какую-то формулу. Он обратился к моему сыну: «Ну, Витя, встань и помоги своей сестричке». Пришлось поправить учителя: «Я его мама!» С одноклассниками, кстати, до сих пор встречаемся. Меня уговаривали пойти в пединститут, но в 40 лет уже страшно было что-то новое начинать, если честно.

Недалеко от дома находилось и место работы. Аэлита Ивановна трудилась в статистическом управлении и управлении связи, муж — в расположенном неподалеку управлении внутренних дел. Вместе под тенистой аркой из лип и тополей на Кирова ходили домой на обед.

— Вроде центр города, шум, транспорт, толпы людей. А заходишь во двор — и будто попадаешь в другой мир: тихо, зелено, спокойно. У нас даже почти не было новых жильцов. Так и жили все вместе целыми поколениями.

В этом уютном дворике Аэлита Самсонова любит отдыхать, здесь радостно встречает поздравительные делегации школ, властей и общественных организаций. Недавно для нее прямо во дворе даже устроили мини-парад. Она уже давно на пенсии, но по-прежнему принимает активное участие в жизни любимого Гомеля. В 2019 году решением Гомельского облисполкома удостоена звания «Женщина года». Общается с молодежью на ее языке, шутит и смеется, но может рассказать о войне так, что в душе появляется только одно желание: чтобы весь этот ужас больше никогда не повторился.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter