Война бюстгальтеров закончилась перемирием

Из почти 77 млн. единиц одежды китайского производства, задержанной в европейских портах, только 3 млн. — бюстгальтеры, но нынешний текстильный кризис между Китаем и ЕС получил эпатажное название «бюстгальтерные войны»
Любят британские журналисты давать хлесткие прозвища. Из почти 77 млн. единиц одежды китайского производства, задержанной в европейских портах, только 3 млн. — бюстгальтеры, но нынешний текстильный кризис между Китаем и ЕС получил эпатажное название «бюстгальтерные войны». Даже премьер–министр Великобритании Тони Блэр почувствовал опасность: Ирак — далеко, а если британским женщинам нечего будет носить этой осенью, их гнев может смести любое правительство. Напуганный такой перспективой Блэр в компании с высшими руководителями ЕС на этой неделе примчался в Пекин.

Со стороны ЕС переговоры по урегулированию «бюстгальтерных войн» возглавил Питер Мэндельсон, торговый комиссар ЕС. Он теперь частый гость в китайской столице.

Переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию Китай вел более десяти лет и только в декабре 2001 года стал ее полноправным членом. Это означало открытие своего необъятного рынка для импорта, но взамен Поднебесная надеялась на снятие всех ограничений на экспорт своих товаров. В то время экспорт текстильных и многих других изделий из страны был ограничен квотами — страны ЕС и другие члены ВТО не хотели видеть у себя китайские товары. Срок действия всех квот истек 1 января. Казалось бы, поскольку Китай — член ВТО, теперь его товарам везде будут открыты двери, ведь основной принцип, провозглашаемый этой организацией, — свободная торговля. Ничуть не бывало! Как только государства ЕС почувствовали угрозу своему рынку со стороны китайских производителей, они поступили просто — сначала затруднили китайским товарам доступ в свои страны, а с 1 июня ввели новую квотную систему. Инициаторами такого шага выступили Италия, Франция, Испания и Португалия — государства с традиционно сильной легкой промышленностью.

Владельцы крупных торговых сетей недовольны — Стюарт Роуз, исполнительный директор крупнейшей в Великобритании сети магазинов одежды «Маркс и Спенсер», говорит: «Люди хотят покупать дешевую одежду, а Италия ее не производит. Протекционизм не работает». Скандинавские и североевропейские страны называют ситуацию самоубийственной и не хотят платить за амбиции соседей по европейскому дому.

Причина, по которой представители европейских деловых кругов, в отличие от политиков, столь категоричны, проста: деньги. Ведь мода определяется не за месяц–два до начала сезона, а гораздо раньше. Крупные торговые сети Европы и США давно оплатили заказы на пошив новых коллекций. Так что грузы, запертые в портах, бьют прежде всего по европейскому карману — китайские производители свои деньги уже получили. А тем временем в ожидании таможенной очистки в европейских портах томятся 48 млн. свитеров, 17 млн. пар брюк, 3 млн. бюстгальтеров, более 4 млн. пар маек и т.д.

ЕС и США объясняют жесткую позицию по недопущению китайских товаров на местные рынки необходимостью сохранения рабочих мест в своих странах. Действительно, Европа — второй крупнейший в мире производитель текстильных изделий. Об этом напомнил Питер Мэндельсон, выступая во вторник в Высшей партийной школе ЦК КПК. Он говорил, что Европа, в принципе, способна конкурировать с азиатскими производителями, просто ей нужно время на реструктуризацию своих производств.

Однако многие специалисты уверены: если текстильные товары для европейского рынка не будут завозиться из Китая, это вовсе не значит, что их станут производить в Европе. Владельцы крупных торговых сетей в срочном порядке ищут партнеров в других азиатских странах — Индии, Шри–Ланке, Бангладеш, Таиланде и Вьетнаме. Уже через пару месяцев вместо продающихся в «Марксе и Спенсере» китайских бюстгальтеров (в Поднебесной производится десятая часть нижнего белья этой марки) будут продаваться бюстгальтеры с лейблом «Сделано в Шри–Ланке» — соответствующие договоренности достигнуты. Рабочих мест в легкой промышленности Европы все равно не прибавится.

К тому же китайцы наверняка найдут другие способы продавать свои товары в Европу — схемы ухода от системы квотирования давно известны и были разработаны даже не вчера, а гораздо раньше. Думаете, вещи с ярлыком «Сделано в Гонконге» или «Сделано в Макао» на самом деле там и произведены? Во многих случаях — нет. Об этой схеме мне рассказал знакомый китаец, владелец нескольких обувных фабрик на юге страны. Его фабрики шьют обувь для британской марки «Clarks» и скандинавской «Ecco». Для того чтобы обходить квотные ограничения, товары поставлялись через Гонконг и Макао, — а по документам выходило, будто они там и производились.

Многие из платьев и пальто, которые продаются в том же «Марксе» с надписью «Сделано в Румынии» или «Сделано в Болгарии», на самом деле производятся в Китае — румынские и болгарские швеи на них только ярлыки пришивают. Только вот покупатели за такие майки–брюки–пиджаки платят дороже. Пока политики спорят, потребители расплачиваются.

Переговоры в Пекине между Питером Мэндельсоном и министром торговли Китая Бо Силаем продолжались почти двое суток практически без перерыва. В результате достигнут компромисс: половина изделий, которые томятся сегодня в европейских портах, впустят в ЕС просто так — сверх установленной на этот год квоты, другую половину — в счет квоты следующего года. Представители ЕС выдвинули также условие, с которым Китаю пришлось согласиться: в этом году Поднебесная больше не будет экспортировать текстильные изделия в Европу. Дело осталось за малым — и сегодня уже известно, что правительства 25 государств — членов ЕС с таким компромиссом согласились...

А только что пронесся новый неприятный для китайских производителей слух: скоро начнутся «обувные войны».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter