Война без правил: как выстоять в глобальном информационном конфликте

Война без правил

В мире идет глобальная информационная война: мессенджеры, соцсети и медиакорпорации активно участвуют в организации конфликтов и революций, плодят дикие фейки и устраивают настоящий этноцид

Пока одни эксперты и политологи спорят, началась ли уже третья мировая, другие приходят к однозначному выводу — первая мировая информационная война уже точно идет. Мы просыпаемся и засыпаем под взрывы инфобомб, вычленяем правду по крупицам в потоках фейковых новостей. Информационный терроризм и инфогеноцид — это уже не просто абстрактные термины. Это реалии, в которые нас погружают крупнейшие мировые медиакорпорации и соцсети. Их оружие — лживая корпоративная политика, которая поощряет и умножает призывы к ненависти по национальному признаку. Кажется, будто идеология коричневой чумы, с которой мир сообща боролся в прошлом веке, заново прорастает на страницах газет западных СМИ и в соцсетях. Впрочем, все это не случилось вдруг сегодня. И даже не вчера. XXI век ярко демонстрирует нам, как «безобидные» мессенджеры и соцсети становятся катализатором протестов по всему миру и бензином, который подливают в огонь революций. 

«Арабская весна», украинский Майдан, американские Black Lives Matter, французские «желтые жилеты» и каталонское движение за независимость, бунты в Беларуси и России — все это стало возможно в том числе благодаря социальным сетям…


Точка отсчета — весна 

17 декабря 2010 года нелегальный торговец фруктами Мохаммед Буазизи из города Сиди-Бузид в Тунисе совершил самосожжение в знак протеста против пощечины, полученной им от муниципальной чиновницы. Его смерть стала катализатором серии массовых протестов, восстаний, революций и гражданских войн в 2011 году в более чем 20 странах Северной Африки и Ближнего Востока. «Арабскую весну» эксперты еще именуют «революциями фейсбука и твиттера», поскольку самую активную роль в поддержании протестов играли именно соцсети. 

О том, как это работает на практике, активист революции в Египте, с 2010 года директор по маркетингу Google на Ближнем Востоке и в Северной Африке Ваэль Гоним рассказывает в своей книге «Революция 2.0». Так, в своем аккаунте он открыл страницу «Все мы Халед Саид», посвященную памяти молодого человека, которого якобы замучила местная полиция. На этой странице Гоним призывал к активной позиции против произвола властей. За короткое время количество посетителей аккаунта достигло миллиона человек, а затем большее количество посетителей превратилось в активных участников протестов на улицах египетских городов…
Роль соцсетей в «арабской весне» подтвердил даже тогдашний генсек ООН Пан Ги Мун, который в 2013 году заявил, что «новые медиа сыграли центральную роль в падении авторитарных режимов, правивших в арабских государствах». По его словам, «социальные сети, сотовые телефоны и спутниковое телевидение помогли миллионам людей получить свой первый шанс на демократию».
Подобные заявления от лидера организации, ратующей за «мир, достоинство и равенство на здоровой планете», сегодня вызывают, мягко говоря, недоумение. Потому как за 12 лет, прошедших с «арабской весны», в мире число конфликтов увеличилось, геометрически выросло количество беженцев, а некоторые из стран, переживших эту самую «весну», так и не пришли в себя после политических и экономических потрясений. Но, видимо, так должна выглядеть настоящая «демократия», уверены на Западе и в ООН…

Сеть, которая убивает 

Соучредитель и председатель компании Meta Platforms Inc (соцсети Facebook и Instagram, мессенджер WatsApp) Марк Цукерберг любил часто повторять, что «миссия Facebook — объединять людей». Возможно, когда неизвестный студент Гарварда в 2004 году запускал соцсеть, такие цели он и преследовал. Но Facebook уже давно не просто разжигает межнациональную рознь, а фактически стравливает людей. Удивительно при этом, что сам основатель Цукерберг еврейских кровей и вроде бы должен помнить историю, которой нет еще и ста лет. Но…

Еще в 2018 году спецдокладчик ООН по правам человека в Мьянме Янгхи Ли признавала: «Фейсбук превратился в хищника». Здесь, правда, эксперты ООН озвучивали мнение, что соцсеть сыграла большую роль в ухудшении ситуации в Мьянме в 2016—2017 году, когда было уничтожено несколько тысяч (точных данных нет) представителей народности рохинджа. 
Кстати, в декабре прошлого года десятки беженцев рохинджа в Великобритании и США подали коллективный иск к Meta. Они обвинили компанию в том, что та никак не препятствовала распространению в соцсети Facebook ненавистнических высказываний в отношении мусульманского меньшинства Мьянмы. Сумма компенсации, указанная в исковом заявлении, составляет 150 миллиардов долларов.
В своем заявлении истцы отмечают: Facebook позволял распространять ложные и разжигающие ненависть комментарии в отношении рохинджа в течение многих лет. Утверждается, что компания не принимала надлежащие и своевременные меры, несмотря на предупреждения некоммерческих организаций и СМИ, и, по сути, «торговала жизнями народа рохинджа, чтобы завоевать рынок в небольшой стране в Юго-Восточной Азии». 

Подтверждение такой политике нашли и журналисты, которые промониторили ленты соцсети за 2017 год и обнаружили более тысячи публикаций на бирманском языке. В них рохинджа сравнивали с собаками, называли насильниками, предлагали скармливать свиньям, призывали их застрелить или истребить. Эти комментарии никак не модерировались, несмотря на правила Facebook, которые запрещают прямо оскорблять этнические группы с использованием «агрессивных или бесчеловечных высказываний» или сравнивать их с животными.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Против нас развернута война, и она еще хуже, чем горячая. В горячей войне тяжело, гибнут люди, но там все понятно: ты и враг. А здесь — гибридная война в СМИ, в экономике, в финансах.

(1 марта 2022 года, в ходе совещания с членами Совета Безопасности и руководством Совета Министров.)

История повторяется 

Не прошло, что называется, и пяти лет, как история повторилась. Причем на этот раз уже «официально». 
11 марта 2022 года компания Meta приняла беспрецедентное решение, разрешив размещать в Facebook и Instagram информацию, содержащую призывы к насилию против российских граждан, а также к смерти президентов России или Беларуси. 
— В результате российского вторжения в Украину мы временно допускаем формы политического выражения, которые обычно нарушают наши правила, то есть агрессивные высказывания, к примеру, «смерть российским оккупантам». Мы по-прежнему не будем допускать призывов к насилию в отношении гражданских российских лиц, — говорилось в заявлении представителя Meta.


Согласно внутренней служебной записке временные изменения в политике модерации призывов к насилию в отношении российских военнослужащих распространяются на Армению, Азербайджан, Эстонию, Грузию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Россию, Словакию и Украину.

14 марта (к этому времени доступ к Facebook и Instagram на территории России был ограничен) в компании частично «передумали» и заявили:

— Для устранения любой двусмысленности мы еще больше сужаем рамки наших директив, чтобы четко указать, что мы не разрешаем призывы к смерти главы государства на наших платформах. 

По словам председателя РОО «Белая Русь», председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Геннадия Давыдько, в настоящее время идет первая мировая информационная война. Недавно в беседе с журналистами депутат подчеркнул, что сейчас чистота информации, правдивость, честность крайне важны:

— В Парламенте мы намерены менять законодательство, увеличивающее ответственность за недостоверную информацию. То, что принято называть сегодня фейками, — вообще это вранье, просто ложь. И журналист должен понимать, что такое слово. Слово — это поступок. В наше время слово — это пуля. 
Ведь сейчас идет война на информационном пространстве — первая мировая информационная война. Когда дают завышенные цифры о погибших, чтобы деморализовать одну из сторон. Потом оказывается, что эта информация недостоверна. Но кто-то на основе этой недостоверной информации уже принял какое-то решение, произвел губительные действия.

Управление умами 

Главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел России Игорь Сундиев в своей монографии «Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»)» приводит интересный факт: анализ многих «цветных революций» показывает, что в действительности число реально протестующих и протестующих в сети отличалось многократно. А достигается это с помощью специальных программ. 
Так, в 2010 году правительство США заключило договор с компанией HBGary Federal на разработку компьютерной программы, которая может создавать многочисленные фиктивные аккаунты в социальных сетях для манипулирования и влияния на общественное мнение по спорным вопросам, продвигая пропаганду. 
Годом раньше ВВС США заказали разработку Persona Management Software (программы по управлению персонажами), которую можно использовать для создания и управления фиктивными аккаунтами на сайтах социальных сетей, чтобы искажать правду и создавать впечатление, будто существует общепринятое мнение по спорным вопросам. 
Эта программа позволила бы небольшому числу людей создавать «армию виртуалов» (фиктивных пользователей), которые могут искажать правду, в то же время создавая впечатление «настоящего онлайн-восстания». 
По наблюдениям эксперта, именно подобные технологии активно использовались для борьбы против Башара Асада в Сирии, а также для поддержки «Движения белых ленточек» в Москве в 2011 году.


Белорусский опыт

Полагаем, применение подобных механизмов мы наблюдали и в Беларуси в 2020 году. Достаточно вспомнить, как протестующие утверждали, что в демонстрациях в Минске принимали участие полмиллиона человек, хотя на самом деле на пике протестов их численность составляла несколько десятков тысяч. Руководство протестной деятельностью в стране также осуществлялось через мессенджеры и соцсети. Более того, сегодня события 2020 года многие называют первой «телеграм-революцией».
Вообще, использование фейков, полуправды и откровенной дезинформации в качестве информационного элемента многоплановой гибридной войны было активно задействовано в отношении нашей страны еще с начала выборного 2020 года. 
По мнению председателя правления Белорусского союза журналистов Андрея Кривошеева, наша страна на протяжении многих лет сталкивалась не просто с разовыми акциями по внедрению фейк-ньюс и откровенной лжи в наше сознание — эта политика западными партнерами и Украиной проводилась довольно последовательно. 

Эксперт обращает внимание, что очередной вал лживой информации, вмешательства в белорусские внутриполитические дела и дискуссии в информационном поле возникали под каждую общественно-политическую кампанию:

— Причем делалось это на системном уровне даже на территории Беларуси: создавался, выражаясь молодежным языком, «вентилятор» — сеть некоммерческих организаций, которые маскировались под СМИ, но работали с донорскими структурами… 
Ситуация сегодняшнего дня отличается тем, что если раньше кроме фейков для привлечения аудитории появлялась более-менее объективная и взвешенная информация, а откровенная ложь и пропаганда составляли 20—25 процентов, то ныне большинство этих центров перешли на стопроцентную поставку абсолютно лживого и фальшивого контента для белорусской и российской аудитории.
Андрей Кривошеев акцентирует внимание: агрессивность этой информации, попытка эмоционально накрутить белорусов, возгонка ненависти, в том числе по этническому, расовому, религиозному принципу, сейчас просто зашкаливают. При этом одним из способов ведения информационной войны стало неприкрытое участие в этой деятельности крупных соцсетей, хостингов американских компаний:

— За деньги и по собственной инициативе эти крупные транснациональные корпорации размещают таргетированную рекламу, прицельно бьющую по сознанию белорусов. По оценке моих коллег, ежедневная стоимость вала фейков в соцсетях и коммуникаторах может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Что касается той ситуации, которая складывается вокруг и внутри Беларуси, — это лишь вершина айсберга. Именно вы знаете глубину и изнанку всех средств и методов воздействия, направленных на нас. Таких как инспирирование государственного переворота, организация террористических актов, акций по устрашению населения, проведение агрессивной информационной войны, попытки разрушить экономику. Словом, гибридная война. Именно такие войны в современную эпоху будут во всех точках нашей планеты, если будут. И конечная точка этой гибридной войны, конечно же, военная агрессия. Пока мы до этого не дошли. 

(15 марта 2022 года, на встрече с руководящим и оперативным составом органов государственной безопасности.)

В море фейков 

Начало российской спецоперации в Украине оказалось сродни прорыву плотины: на информационное и общественное пространство Беларуси обрушилась просто лавина фейков. Сотни и тысячи снимков и видеороликов прошлых лет и разных стран «обрели второе дыхание» и стали выдаваться экстремистскими ТГ-каналами за актуальные и отражающие происходящее в Украине. Таргетированная провокационная реклама, многогранный психологический прессинг — со всем этим пользователи сталкиваются ежедневно, листая ленты мессенджеров. 

Одними из самых активных фейкометчиков оказались даже официальные украинские структуры: на прошлой неделе пресс-служба командования воздушных сил Украины озвучила чушь про российские самолеты, которые «нанесли авиаудар по белорусскому населенному пункту Копани, чтобы втянуть армию Республики Беларусь в войну с Украиной». Также отличился секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов. По его «неопровержимым» сведениям, белорусских военных хотят одеть в форму ВС РФ. А всех несогласных «уговаривают» ФСБ и спецслужбы, которые находятся на территории Беларуси…

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич выделяет несколько направлений, по которым сегодня ведется информационная война против Беларуси. Первое и ключевое — попытки сбора информации через источники, наработанные с момента массовых протестов. 
— Второе направление — это попытки сформировать общественное мнение для иностранной аудитории, якобы белорусы массово поддерживают Украину и считают Россию агрессором. Третье направление — это чисто военная спецпропаганда, такая как рассылка поддельных повесток, призывы к белорусским солдатам переходить украинскую границу, сообщения о неких авиаударах, призывы к матерям искать сыновей, публикация списков белорусских военнослужащих, которые якобы погибли, и многое другое, — перечисляет депутат. 
Так можно ли выиграть в информационной войне, стратегии которой становятся все более изощренными и глобальными? Несколько десятков лет назад, когда еще не было никаких твиттеров и фейсбуков, канадский философ, теоретик медиа и коммуникаций Маршалл Маклюэн рассуждал о преимуществах традиционных обществ в информационной войне. Думается, что его алгоритм победы в информационном противоборстве по-прежнему актуален: чтобы быть «агрессивно эффективными в современном мире информации», необходимо активизировать в сознании людей национальную систему приоритетов, создать яркий образ национальной идеи, адаптировать традиции к новым средствам коммуникации. Проще говоря: развивать и укреплять собственную идеологию и культуру, многократно усиливая это современными высокими технологиями.

ДНО

На днях украинский журналист Фахрудин Шарафмал в эфире телеканала «24» призвал убивать российских детей и устроить геноцид русских. Он процитировал немецкого оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана, который заявлял: «чтобы уничтожить нацию, надо уничтожать детей».

— Если нам придется вырезать все ваши семьи, то я буду одним из первых, — заявил Шарафмал.

Примечательно, что в записи выступления, выложенной на YouTube для европейской аудитории, этого фрагмента просто нет. Стоит ли удивляться, что не последовало также никаких блокировок самого телеканала или осуждения за призывы к геноциду. Напомним, сегодня жители Украины живут в информационном вакуме: жители страны отрезаны не только от российских СМИ, но и от других, транслирующих альтернативную правящей элите точку зрения.

ФАКТ 

♦ В 2021 году глобальные расходы на рекламу в соцсетях превысили 150 млрд долларов. Это примерно 33,1 % от общего объема расходов на диджитал-кампании.

♦ Каждый четвертый пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет (27,6 %) узнает о новых брендах, продуктах или услугах с помощью рекламы в соцсетях. Однако большее количество людей (31,1 %) открывают их благодаря ТВ-рекламе. Основным источником новых открытий для пользователей остаются поисковики (31,7 %).

♦ Сейчас средний пользователь проводит в интернете почти семь часов в день, то есть более 40 % своей бодрствующей жизни. На социальные сети в среднем тратится 2 часа 27 минут в день.*

♦ Мировое население — 7,91 млрд человек. Более 67,1 % из них используют мобильные телефоны. За прошлый год этот показатель увеличился на 1,8 %.

♦ В начале 2022 года число пользователей интернета в мире выросло на 192 млн — до 4,95 млрд, а проникновение интернета в настоящее время составляет 62,5 % от общей численности населения мира.*

♦ В январе 2022 года в мире насчитывалось 4,62 млрд пользователей социальных сетей (за год плюс 424 млн), что составляет 58,4 % от общей численности населения мира.*

Самые «любимые» соцсети и мессенджеры в мире (по числу проголосовавших пользователей)*

• WhatsApp — 15,7 %

• Instagram — 14,8 % 

• Facebook — 14,5 %

*Данные отчета Global Digital Reports 2022 агентства We Are Social и сервиса Hootsuite.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Известная корпорация RAND опубликовала на своем сайте призыв информировать граждан России о происходящем в Украине. Российская журналистка Анна Шафран напоминает, что RAND — это «фабрика мыслей», которая занимается стратегическими исследованиями по заказу администрации США и Пентагона. Многие их доклады на самом деле — прямое руководство к действию.

Например, в докладе RAND «Как перенапрячь Россию» был изложен весь план действий коллективного Запада в Сирии, Украине, странах Средней Азии, Беларуси и других государствах. Примечательно, что выполнялся этот план как по нотам: ровно в том порядке, в котором перечислены страны мира в докладе, в них последовательно вспыхивали события, требовавшие внимания России.

Теперь RAND призывает «помочь населению России сосредоточиться на истинной причине санкций и истинной цене войны». Для этого «фабрика мыслей» предлагает помочь украинским пропагандистам распространять русскоязычную продукцию, а также продумать «творческие способы расширения доступа россиян к независимым русскоязычным СМИ, таким как латвийская «Медуза», украинские сайты, или к финансируемым Западом СМИ, таким как «Радио Свободная Европа» / «Радио Свобода».

Ясно одно: информационно-психологическая война будет такой же тотальной, как экономическая.

СИТУАЦИЯ В БЕЛАРУСИ 

♦ на 9,44 миллиона жителей приходится 8,03 миллиона интернет-пользователей (85,1 %) + 3 % за год;

♦ за 10 лет с 2012-го эта цифра увеличилась более чем в 2 раза (3,73 миллиона пользователей в 2012-м);

♦ соцсетями пользуется 4,35 миллиона (3,9 миллиона в 2021-м) — это 46,1 % (41 % в 2021-м) населения Беларуси;

♦ 95,7 % этих пользователей используют соцсети с мобильных устройств (прирост 0,7 % за год);

♦ за год прирост пользователей соцсетей составил 450 тысяч (+ 11 %).

♦ Instagram в Беларуси резко прибавил 500 тысяч пользователей и является лидером среди соцплатформ с 3,7 миллиона пользователей.

♦ На втором месте TikTok: исследователи насчитали 3,08 миллиона пользователей этой платформы в Беларуси.

♦ А вот аудитория Facebook в Беларуси за год уменьшилась с 750 тысяч в 2021 году до 706 тысяч в начале 2022-го.*

*Данные отчета Digital 2022: Belarus агентства We Are Social и сервиса Hootsuite.

Топ-соцcетей по трафику на сайты в Беларуси

1. Pinterest 25,55 %

2. VK 15,16 %

3. Instagram 13,23 %

4. Facebook 13,12 %

5. YouTube 12,94 %

6. Twitter 10,84 %

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter