Почему жители воложинской деревни Войганы остались без воды

Войганы без воды

Прошлой осенью на «горячий» телефон «СГ» позвонил Мечеслав Ивашкевич из воложинской деревни Войганы. Поделился проблемой: в его доме по улице Центральной струя воды в кране день ото дня слабела, а сейчас и вовсе пропала. Супруга Нина Ивашкевич с больными ногами в инвалидном кресле, да и сам сельчанин с трудом передвигается, а до общественного колодца полкилометра. Причем «засуха» коснулась не только их дома, но и семи соседних, что питаются от центрального водопровода. По телефону корреспонденту тогда удалось выяснить, что скважина и коммуникации на балансе местного ОАО «Богдановское», но денег на обслуживание нет. Правда, была надежда — ОАО готовило документы на передачу объекта районному жилкомхозу. Небольшой материал вышел в номере 30 октября 2018 года под заголовком «Насос качает, а воды нет». Спустя полгода вновь звонок от Мечеслава Ивашкевича: «Ситуация с водой не изменилась. Но если раньше кран хрипел, подавая надежду, то сейчас совсем молчит…» Корреспондент выехала на место.



В Войганы прибыла в понедельник примерно в 11 утра. Захожу к Мечеславу и Нине Ивашкевичам, они с порога: «В 10 утра у нашего дома собралась сходка. Люди постояли на дороге и разошлись…» Правда, вскоре жители деревни, заприметив мою машину, вновь сошлись и постучались к Ивашкевичам. Говорят, если бы не будни, собралось куда больше. А так около десяти человек.

Замечаю, что в доме у Ивашкевичей повсюду ведра, канистры, бачки с водой. Под стиральную машину приспособлены 200-литровая бочка, компрессор, шланги. Это все сыновья Валера и Гена. Один живет в Минске, второй в Молодечно. Приезжают к отцу и матери на выходные по очереди — пополнить запасы воды. В будни выручает Ольга Яковлева, она ухаживает за хозяйкой дома Ниной Ивашкевич, инвалидом первой группы. Помощница несет два ведра полкилометра едва ли не каждый день из общественного колодца. Этого хватает Ивашкевичам в режиме экономии на сутки — чай заварить, еду приготовить, умыться. Супруги сожалеют, что без воды и баня не топится.

— А мы поставили под крышей бочку, радуемся дождику. Воду собираем. А как иначе? Съедутся на выходные 11 внуков, конечно, топишь баню, — призналась Валентина Разумова, которая долгие годы работала в хозяйстве дояркой. Впереди лето, хоть бы не засушливое, волнуются собравшиеся, а то пропадем.

Сельчане говорят, что перебои с водой в Войганах начались год назад. Напор все слабел и слабел до тоненькой струйки. А потом приходилось караулить воду в кране по ночам и запасаться на день. Не раз из крана шла ржавая.

— У меня трое детей, я все выходные у стиральной машины дежурю. За один круг она четырежды просит воды — кружкой в лоток заливаю по два ведра. Машина с программы сбивалась, а сейчас и вовсе сгорела. И не у меня одной такая беда, — с горечью призналась повар дома-интерната Елена Степурко.

— В Войганах почти в каждом дворе хозяйство — куры, свиньи, у кого-то корова. Воды не наносишься. Все руки надорвешь. Кто на велосипеде везет, кто коляской, кто в руках носит. А пока идешь, половину расплескаешь, — вздохнула Данута Вечер, которая 25 лет отработала в хозяйстве дояркой.


— Это хорошо, что можно конем поехать на ферму и набрать воды, — поддержал разговор Андрей Янович, в прошлом колхозный сторож. Всего в Войганах живет около 200 человек, и проблема коснулась не всех. Без воды остались жильцы Центральной улицы, частично Северной. В Вишневском сельисполкоме говорят, что в деревне всего три общественных колодца, этого мало. Поэтому давно предлагали: договоритесь с соседями и в складчину на пару хат пробурите скважину. Или создайте кооператив, чтобы отремонтировать клапан в насосе скважины, из-за поломки которого остались без воды. Но воз и ныне там.

Директор ОАО «Богдановское» Витольд Буйновский, с ним встретилась в конторе в агрогородке Богданов, действительно разрешает сельчанам (около 30 человек из них работают в ОАО и сейчас) брать воду на ферме — понимает людей, как им сложно. Но на ремонт скважины и водопроводных сетей денег в хозяйстве нет — на носу посевная. Это в 1980-е хозяйство было крепким, строило домики для специалистов, подводило к ним воду. Кто ставил хаты самостоятельно, врезались в водопровод без спросу. За воду сельчане не платили ни копейки. Она была как само собой разумеющееся благо. И собравшиеся у Ивашкевичей сельчане признавались: «Когда вода в кране была, ее никто не замечал. А как пропала, почувствовали все».

Раз коммуникации на балансе ОАО «Богдановское», то и обслуживание на его плечах. Техники и специалистов в хозяйстве по этой части нет, приходится звонить в ЖКХ. А коммунальщики едут неохотно. У главного инженера Воложинского жилкоммунхоза Игоря Лешкевича такие аргументы:

— Представьте, в магазин приходит за хлебом покупатель, который не рассчитался в прошлый раз. Вам захочется ему продать еще одну буханку? Ведь этот груз ляжет на наше предприятие, потом скажется на зарплате работников.

А задолжало ОАО жилкоммунхозу немало, около 10 тысяч рублей.

Чего ждать? По словам директора ОАО «Богдановское», те скважины и водопроводы, что питают фермы, останутся у хозяйства. А две скважины и сети — в Войганах и агрогородке Богданов — передадут на баланс ЖКХ. Только на подготовку документов затратили около двух тысяч рублей. В этом году, скорее всего, объекты перейдут в другие руки.

В последние годы сразу несколько сельхозпредприятий района так и поступили. К примеру, ОАО «Агро-Дубинское», производственный участок ООО «Тарасово» передали часть скважин и сетей коммунальной службе района. Для коммунальщиков это головная боль. На них свалилось около 70 скважин, за которыми никто должным образом не следил. Редко где сохранились или вообще существовали схемы водоснабжения и водоотведения. Случается порыв — приходится копать вслепую. Но ЖКХ постепенно меняет насосы, делает ограждения, перекладывает водопроводы. Работа колоссальная и затратная. А еще наводит порядок и в отношениях с водопользователями. Заключил договор, получаешь воду — плати. А как иначе?

ТО, как печально будет развиваться ситуация с водой в Войганах, еще в 2016 году предвидел первый заместитель председателя Воложинского райисполкома Владимир Чичкин, он в те годы руководил ОАО «Богдановское». Тогда и поднял вопрос: жители деревни водой пользуются, но за благо ни копейки не платят. Сельисполком подсчитал число водопользователей, их на тот момент было 47. Были составлены договоры, провели несколько собраний в Войганах. И вроде люди не перечили, некоторые были готовы узаконить отношения по этому поводу. Стали собирать нужные справки. А потом кто-то позвонил с жалобой в райисполком: вода ненадлежащего качества, а нас обяжут за нее платить. Так все и заглохло.

Когда я спросила напрямую у собравшихся сельчан, почему они тогда, в 2016-м, не заключили договоры. Мне достали один такой, чистый, без подписи. Говорят, не устроил один пункт: исполнитель (это ОАО «Богдановское») обязан производить за счет потребителя (в случае необходимости) работы по ремонту и замене систем водопровода.

— Выходит, сгорел мотор — мы должны покупать новый! Или трубы порвались, ремонт за наш счет? — жители деревни опасались, что платить придется много.

А между тем, говорит Владимир Чичкин, это была бы подъемная для сельчан сумма. И она хотя бы частично покрывала расходы на обслуживание сетей или хотя бы затраты на электроэнергию, которую потребляет насос. А договор… Раз настораживал пункт в бумаге, звонить нужно было не в райисполком, а в хозяйство. Наверняка договорились бы, и неугодный пункт убрали. Зато теперь в деревне не было бы «засухи», и спрос с хозяйства был законный: мы платим — ремонтируйте!

ostapchuk@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter