Вовремя увидеть звезду

А как в России готовят олимпиадников

А как в России готовят олимпиадников

 

В конце октября команда российских школьников вернулась с международной олимпиады по астрономии, заняв второе место в общем зачете. Чуть раньше — золотые и серебряные медали привезли наши юные компьютерные гении: на международной олимпиаде по информатике они разделили первое место с ребятами из Китая. Российские школьники — победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно участвуют в международых школьных олимпиадах по разным предметам и стабильно — в тройке победителей.


Как и где готовят эрудитов? Сегодня в России параллельно действуют две взаимодополняющие системы олимпиадного движения: вузовские олимпиады Совета олимпиад и Всероссийская олимпиада школьников. Последняя проводится на школьном уровне и охватывает все предметы школьной программы. Ее победители и призеры зачисляются в вузы на факультеты, соответствующие профилю предмета, вне конкурса, а если поступают на другие факультеты, то победа в олимпиаде приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по этому предмету.


С каждым годом количество участников Всероссийской олимпиады школьников растет. Сегодня их уже 7 миллионов. Причем это не только выпускники школ, последнее время в соревнованиях могут участвовать все школьники, начиная с 5–го класса. Зачем?


— Таковы требования времени, — говорит директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко. — Чем раньше у нас появится возможность увидеть «звездочек», которых надо растить и сопровождать, тем лучше. Поэтому в каждом регионе, в каждом городе должна быть так называемая система их сопровождения. Где–то это дополнительное образование, где–то — работа внутри школы. Учителям нужно учиться перестраивать работу, если у них в классе сидит юный вундеркинд. Это задачи и школы, и муниципальной методической службы. Ведь уже с седьмого класса к ребятам, которые себя проявили на олимпиаде, могут начать приглядываться и школы для одаренных, и вузы. Таким образом, выстраивается система по сопровождению талантливых детей, и средства у регионов на это должны быть заложены в бюджете.


На олимпиаду едут, как правило, самые способные ребята. А можно ли специально подготовить ребенка к олимпиаде, «натаскать» его на решение олимпиадных задач?


— Из тысячи человек, которые берут в руки фотоаппарат, могут сделать шедевр только два–три, — проводит параллель председатель центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, ректор Госуниверситета — Московского физико–технического института Николай Кудрявцев. — То же самое можно сказать и про ребенка–призера или победителя олимпиады. В таком человеке должно сойтись вместе сразу несколько факторов. Он должен хорошо знать предмет и подвергать сомнению все то, что ему предлагают. Есть не самые сложные задачи, решение которых показывает лишь знание данного раздела, а есть задачи, в которых скомбинированы несколько понятий, и чтобы решить их, нужно держать в голове целый пласт необходимого «подтекста». А это уже дано не каждому.


Как правило, наибольшее число победителей олимпиад родом из Москвы и Санкт–Петербурга: здесь, как ни крути, больше возможностей, которые, к сожалению, есть не во всей России. Однако, есть ряд регионов, которые, несмотря на то, что имеют скромные возможности для подготовки учеников, выпускают стабильно большое число победителей и призеров школьных олимпиад. Я думаю, что это связано в первую очередь с руководством системы образования. А это значит, что в таких регионах идет поддержка учителей. Ведь без хорошего учителя подготовить школьника к олимпиаде невозможно.


Кстати


Школьные олимпиады зародились в России в ХIХ веке. Впервые провело такую олимпиаду Астрономическое общество Российской империи. И только в 60–е годы ХХ века олимпийское движение стало развиваться дальше. Появились олимпиады по математике, физике, биологии и химии. Чуть позже — по литературе и истории. В 1991 году стало ясно: нужно искать талантливых детей в новых областях знаний. Появилась олимпиада по предпринимательству, по экологии. Сегодня Всероссийская олимпиада школьников охватывает все предметы школьной программы.


Мнение


Назар Агаханов, председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике, доцент кафедры высшей математики МФТИ:


— Математическая олимпиада остается самой массовой Всероссийской предметной олимпиадой. В школьном этапе в ряде регионов участвуют до 20 процентов учащихся старших классов, а в заключительный этап в итоге выходят около 200 наиболее талантливых в области математики школьников России. Задания для муниципального этапа во многих субъектах РФ готовятся региональными методическими комиссиями. А вот задачки для регионального и заключительного этапов олимпиады придумывают уже в Центральной предметной методической комиссии по математике. В ее составе — «композиторы» задач из многих городов России. Это преподаватели вузов и специализированных центров по работе с одаренными школьниками из Долгопрудного, Санкт–Петербурга, Ярославля, Калуги, Новосибирска, Москвы, Кирова, Иваново, студенты и аспиранты ведущих университетов страны: МГУ, МФТИ, СПбГУ. Обычно на заседаниях комиссии мы обсуждаем около 200 новых задач. Как правило это задачи по основным разделам школьной математики: алгебре, теории чисел, геометрии и комбинаторике.


Мария Агранович


agranovich@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter