Вотум недоверия?

Заметки на полях обращения охотников из Сенненского района
Пишу, признаться, с опаской. В недавнем прошлом мои статьи о браконьерстве (лишь косвенно — об охоте) вызывали шквал писем. Половина звучала так: «Охота, даже легальная, — варварство! Надо ее вовсе запретить!» Другая, от охотников, помимо оценок, содержала и просьбы что–либо разъяснить. Необходимость отвечать (закон обязывает) серьезно отвлекала от основной работы. Легко представить, какой поток мнений вызовет эта статья. Но я должен ее написать.

«Уважаемый Виктор Николаевич! Коллектив охотников Сенненской районной организации ОО «БООР» обращается к Вам с огромной просьбой помочь отстоять наше право на замену арендатора охотугодий. Основание и законность наших требований изложены в документах, которые мы вам высылаем. Через прессу мы хотим попробовать достучаться до сознания чиновников и напомнить им, что они поставлены на должности для того, чтобы защищать наши интересы.

По поручению коллектива охотников председатель президиума Сенненской районной организации ОО «БООР» В.П.МАКА-РЕВИЧ».

Из протокола собрания организации от 8 мая 2007 года.

Макаревич В.П.: «...Подпунктом 1.5 пункта 1 Декрета Президента от 3 августа 2006 года определено, что структуры РГОО «БООР» могут вести охотничье хозяйство по ранее выданным лицензиям только до 1 февраля 2007 года. Облсовет просрочил оформление лицензии по своей халатности, поэтому у нас не была организована охота на волков и весенняя охота...»

Кудрявцев С.Н.: «Работаю егерем 12 лет. Нам предлагают «блин с маслом», который я уже пробовал. По 3 месяца задерживали зарплату, нет транспорта, денег на заготовку кормов... Хочу попробовать другой блин...»

Дворяк Н.Н.: «Я охотник с 20–летним стажем и егерь с 8–летним. Спецодежды не было (один раз выдали пару сапог на троих), зарплата низкая, деньги на биотехнические мероприятия никогда не выделялись. Перешел к частному арендатору Борисенку. Заверяю, что охотники, проживающие на его угодьях, никаких взносов не платят, в правах не ущемлены, всем довольны. Моя зарплата достойна, я обеспечен транспортом...»

Василенок К.В.: «Не могу понять, зачем мне 2 билета: государственный и БООР? Последний существует лишь для того, чтобы вытянуть из меня побольше денег...»

Зайко В.Д.: «БООР себя изжил, не выдерживает конкуренции...»

Безлюдов С.А.: «Весной охота в угодьях Сенненской ОО «БООР» была закрыта, поэтому мы охотились у КФХ «Лапехо». Отказов не было, стоимость путевок ниже. Зачем платить взносы в БООР?»

Горбачев О.Н.: «С нашим мнением здесь не считаются».

Шульган И.Г., председатель областного совета РГОО «БООР»: «Планирую обеспечить штатных работников спецодеждой, увеличить зарплату егерской службе...»

Постановили: выйти из состава РГОО «БООР» и заменить арендатора. «За» — 44 охотника. «Против» — нет. Воздержались — 2. Не участвовали — 8.

Это голосование я и назвал вотумом недоверия. Но, возможно, охотники преследуют корыстные, эгоистические интересы, а БООР занят общегосударственными, природоохранными?..

«Председателю Сенненского райисполкома Э.Н.Герасименко. В районе охотничьи угодья находятся в ведении шести арендаторов. Однако не все охотники района находятся в одинаковых условиях и имеют одинаковые права. Так, охотники на территории А.К.Борисенка платят только стоимость путевки арендатору (такие условия и у остальных). Те же, которые состоят в ОО «БООР», дополнительно платят взносы в размере 2 базовых величин. Дополнительно обязаны отработать в охотугодьях 2 дня... Никаких льгот при этом не имеют.

Облсовет работает с убытком, зарплата штатных работников низка, выплачивается нерегулярно. В 2006 году отправляли в отпуск работников без содержания. Техническое состояние организации плачевно... Средства на биотехнические мероприятия не выделяются, хотя для этих целей собирается дополнительный членский взнос...

Имея прекрасные возможности проводить иностранные охоты и за счет этого дополнительно иметь доходы, БООР их проводит очень мало: нет охотгостиниц. Все арендаторы, кроме БООР, создали для охотников достойные условия. Все, кроме БООР, обеспечили высокую техническую оснащенность служб, что позволяет оперативно охранять угодья, вести биотехнические мероприятия и борьбу с нежелательными видами животных.

Мы убеждены, что дальнейшее пребывание в составе Сенненской организации ОО «БООР» нецелесообразно. Нужен новый арендатор, способный (далее выделено мной. — В.П.) экономическими методами, не за счет членских взносов и других побочных платежей охотников значительно повысить отдачу от охотугодий, улучшить условия для охотников и принести государству прибыль».

Одобрено на собрании Студенковской первичной организации: 19 подписей (на учете — 21 охотник). Такие же письма поступили в райисполком из Белицкой первички: 39 подписей (40), Запрудьевской: 30 (40), Ульяновичской: 28 (31), Немойтовской: 33 (40).

Из справки в Сенненский райисполком, подписанной начальником райинспекции Минприроды.

«Наибольший отток охотников наблюдается в РГОО «БООР»... (при том, замечу, что только здесь есть прибыль! — В.П.) Все арендаторы, кроме БООР, имеют убытки от ведения охотничьего хозяйства, т.к. вкладывают средства в развитие. БООР за 2006 год имеет прибыль 12,4 млн. рублей, но средства уходят в республиканские структуры, вложений в развитие нет.

Из решения Сенненского районного исполнительного комитета. 2 мая 2007 года.

«Все арендаторы, кроме РГОО «БООР», вкладывают средства в развитие охотхозяйств, ведут значительную работу по увеличению численности животных (лось, кабан, олень, косуля), уделяют внимание организации охраны... что позволяет удовлетворять потребности населения в охотничьих услугах...

Учреждение «Витебская областная структура РГОО «БООР» не полностью выполняет договорные обязательства. На протяжении последних лет не финансируются работы на биотехнические мероприятия, не укомплектован штат, заработная плата низка и выплачивается с нарушениями, техническая оснащенность не соответствует современным требованиям, деятельность охотхозяйств малоэффективна... Не продлен срок действия лицензии... не проведено повторное охотустройство... отсутствуют средства на развитие. Учитывая просьбу охотников, просить районный Совет депутатов не заключать с ним договор в новых условиях...»

«У вас ничего не получится», — эта фраза тоже есть в упомянутом протоколе охотничьего собрания. Сказана представителем областной структуры БООР.

Вот, собственно, и все.

От хронических проблем БООР у многих уже оскомина. Государство подставило обществу плечо. Газета старалась морально поддержать его в трудный период. Осенью рассказала о реорганизации, в феврале в интервью с председателем И.Коростиком «Инвентаризация» — о становлении. Каков итог?

Страна по известным причинам начинает экономить везде и во всем. Почему БООР должен быть исключением? Что общество бездарно распоряжается не бюджетными средствами, а личными деньгами граждан, дел не оправдывает — усугубляет. Можно ли морально поддерживать такой менеджмент, такое хозяйствование и такие итоги?

Чья позиция больше отвечает интересам и государства, и граждан–охотников? Напомню их, охотников, резюме, провозглашенную ими цель: не поборами, а экономическими методами повышать отдачу охотугодий, улучшать условия для охотников и приносить государству прибыль. Позицию разделяет и районная власть. И как тогда расценивать фразу бооровского начальника «у вас ничего не получится»? Оно, начальство, имеет другую позицию, другие цели?

Кстати, напомню, что звероферме А.Борисенка (лайки и норка) я несколько лет назад посвятил две статьи: «Деревенский менеджер» и «Лучшие лайки России живут под Оршей». Теперь он, похоже, завел охотхозяйство. Только за 2006 год вложил в «биотехнические мероприятия» более 6 млн. рублей, купил егерям 2 джипа и 3 мотоцикла. Красиво работает, как и прочие частники. Но не БООР!

Почему? Не мне судить. Как не мне выносить организации «приговор» или, напротив, петь хвалу. Охотники из Сенно просили газету о помощи. Она, полагаю, состоит в том, чтобы обнародовать их позицию и обозначить проблему.

Ждем ответа. С учетом недавних критических публикаций «СБ» («Вопросы есть. Ответов нет», «Тонны и граммы») по поводу иных официальных ответов. То есть без «воды» и «словесной руды», без перечисления того, что и так известно, — с уважением к читателю. Кратко и доказательно.

Насколько готов БООР служить людям и государству? Не затянулась ли «инвентаризация»? Есть ли достойный «бизнес–план»? Почему охотники в Сенно уже не верят обещаниям и не ждут перемен?

Одновременно прошу вас, уважаемые охотники, не хвататься за перо, чтобы вступить в дискуссию. Недавно поступила статья охотоведа С.Кононова. Ее основательность вызывала уважение, но... Представьте на страницах нашей (массовой!) газеты ее резюме — выводы и предложения: 21 пункт! Им место — в специализированном издании.

Но отклики, несомненно, поступят. Они, надеюсь, помогут понять, насколько ситуация в Сенненском районе типична. Поскольку, судя по почте, можно сделать вывод, что в других лесных регионах люди из БООР работают энергично и пользуются авторитетом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter