Вот завтра и начну…

Лишь 2 % белорусов - адепты принципов устойчивого потребления

В Беларуси только 2 % населения придерживаются принципов устойчивого потребления

Похоже, добрая советская привычка ходить в магазин с авоськой или матерчатой сумкой снова входит в моду. И дело вовсе не в дефиците пластиковых пакетов. Во всем цивилизованном мире в последние годы и даже десятилетия разворачивается активная кампания по продвижению идей экологически дружественного потребления. В этот процесс оказалась вовлечена и Беларусь: в частности, с ноября 2008 года по февраль 2011-го в стране реализовывался проект «Устойчивое потребление для улучшения качества жизни».

Опрос, проведенный в рамках проекта, показал, что только четверть белорусов знакомы с самим термином «устойчивое потребление». При этом 14 % сказали, что речь идет об употреблении продуктов, которые не наносят вреда здоровью человека, а остальные 11 % имели в виду безопасность для окружающей среды. Грамотно объединили оба этих постулата лишь единицы из всех опрошенных. Интересно, что многие респонденты с большим энтузиазмом заявили о том, что хоть сейчас готовы отказаться от вредных для здоровья и окружающей среды продуктов. Однако в ходе исследования выяснилось, что для 60 % опрошенных основной мотив выбора – это цена продукта, для 55 % — срок годности. В то же время на отсутствие добавок обращают внимание только 14,9 %, экологическую чистоту и натуральность – 9,2 %, на отсутствие генно-модифицированных организмов – 6,2 %, на экологичность упаковки – менее процента.

Около 10 % респондентов сообщили, что не находят на полках магазинов экологически чистых продуктов. И эта проблема действительно существует. Пока в Беларуси только продукты питания могут иметь маркировку «Натуральный продукт», хотя за рубежом это самые различные потребительские товары. При этом отечественный зеленый знак еще не позволяет говорить о том, что перед нами экологически чистый продукт. «Такая продукция должна быть получена в рамках органического сельского хозяйства, — поясняет консультант управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Светлана Куруч. – Наш «Натуральный продукт» — только первый шаг, он пока не удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к органическим товарам». Однако белорусский потребитель, увидев зеленую маркировку на продукте, может быть уверен, что он изготовлен из сырья, полученного без применения пестицидов, гормональных препаратов и ГМО, не содержит искусственных добавок.

На сегодняшний день 78 белорусских предприятий уже имеют в своем активе «зеленые» сертификаты. В основном они представляют молочную и хлебобулочную отрасли, в меньшей степени – мясную. Причем по наблюдениям специалистов Госстандарта, в последнее время процесс активизировался: если сравнивать с 2008 годом, когда маркировка «Натуральный продукт» только появилась, число таких предприятий выросло в несколько раз. Кстати, в рамках реализации проекта многие производители были проинформированы о том, что ведется активная пропаганда натуральных продуктов среди населения. По некоторым оценкам, около трети белорусских потребителей так или иначе получили сведения о продуктах с зеленым значком. Созданы два видеофильма – «Мусор» и «Еда», а также анимационный фильм «Натуральный продукт», отпечатаны брошюры и листовки, красочные карточки «Азбука питания: покупаем без ошибок». В некоторых отечественных магазинах были организованы полки с экологически дружественными товарами. Для тех торговых точек, где это не представлялось возможным, подготовлены специальные рекламные стопперы и воблеры, которые обращают внимание на «зеленый» продукт. «Все наши действия направлены на то, чтобы потребители выбирали такие товары, — объясняет специалист по связям с общественностью в проекте «Устойчивое потребление для улучшения качества жизни» Наталья Кравцова. – Соответственно будет формироваться спрос, а это хороший мотиватор для предприятий».

В то же время представители торговли считают, что активность производителей еще недостаточно высока. «Мы готовы продавать продукт с зеленой маркировкой, у населения есть интерес, пусть он и небольшой, — поясняет заместитель начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольга Кравцова. – На наш взгляд, существует проблема активности самих производителей, их маркетинговых служб – в том, чтобы обеспечить торговые организации такими товарами в необходимом объеме». С другой стороны, сам факт законодательного регулирования применения знака «Натуральный продукт» хорош тем, что он исключает возможность введения потребителя в заблуждение. Например, в России понятие «экологически чистый продукт» законодательно не закреплено, поэтому многие производители маркируют свой товар, как кому заблагорассудится. А контрольные службы не могут предъявить претензий, поскольку правовых рамок для этого процесса просто не существует. Не все так гладко и с белорусским «Натуральным продуктом»… Например, те предприятия, которые выпускают товары с применением импортного сырья, пусть и экологически чистого, доказать это не могут – сертификаты поставщиков ввиду отсутствия международных соглашений просто не принимаются. Тем не менее зеленый значок на упаковке – это свидетельство того, что продукт более качественный, чем остальные.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter