2,5 тысячи учителей и директоров учебных заведений Минска собрались вчера на педагогический форум «Городу, устремленному в будущее, — качественное образование и современную идеологию воспитания», чтобы обозначить главные задачи современного образования. «На подходе — День знаний, нашей столице вот–вот исполнится 940 лет... А как мы, учителя, подготовились к этой важной дате? Можем ли гордиться системой обучения школьников, студентов?» — задал вопрос министр образования Александр Радьков. В поисках ответа педагоги говорили не только и не столько об успехах, сколько о проблемах.
Например, о том, что ежегодно в городе увеличивается количество учеников, оставленных... на второй год. «Почему школьники стали хуже усваивать информацию, пока непонятно, — рассуждает председатель комитета по образованию Мингорисполкома Владимир Щербо. — Возможно, при школах пора создавать пункты коррекционно–педагогической помощи или интегрированные классы, чтобы помочь отстающим. Кстати, больше второгодников среди малышей 1 — 3–х классов».
С чем это связано? Пеняли и на возраст учеников, мол, малыши неусидчивые, и на слабую подготовку педагогов. Но этот феномен только предстоит исследовать. Очевидно лишь то, что при всей занятости родителям нужно уделять больше внимания интеллектуальному развитию своих детей, дошкольников и младших школьников. Тем более сейчас много обучающей литературы, компьютерных программ для малышей...
В фойе Дворца Республики, где проходил форум, развернулась занятная презентация: школы столицы представляли свои брошюры, интернет–сайты. Была и выставка художественных работ учащихся учреждений образования «Моя столица»... Солидно, но и проблемы — здесь же. Вот стенд с красочными DVD–дисками: аудио– и видеоматериалы по алгебре, физике, истории Беларуси, психологическому и социальному мониторингу. Авторы — наши ведущие ученые, кандидаты и доктора наук. А продукция — частного предприятия, которое занимается издательством цифровых программно–методических комплексов. Заглядываю в прайс–листы: чтобы обеспечить один компьютерный класс (12 — 13 компьютеров) дисками по предмету, нужно от 120 до 290 тысяч рублей... А где же государственные аналоги разномастных дисков? Ведь, возможно, будь у «частников» сильные конкуренты, стоимость комплексов была бы ниже.
Во всех столичных школах нынче оборудованы интернет–классы. A в СШ № 158 — интернет-киоск. Такого нет пока нигде в Беларуси. Вот только очередь в киоск небольшая...
— У многих ребят сегодня есть домашний выход в сеть, — рассказывает учитель информатики 158–й школы Елена Журская. — К тому же у нас стоит жесткий фильтр на «вредные» сайты. Так что часто дети и подростки предпочитают сходить в тот же компьютерный клуб.
Итак, насущные вопросы сегодняшней школы: как обеспечить учеников хорошей литературой, приобрести современное лабораторное оборудование, новую технику? Глобальные же год от года не меняются. О них на форуме не спорили — соглашались. Рейтинг проблем, которые, по мнению педагогов, следует решать в первую очередь, выглядит так:
- рост неуспеваемости в младших классах,
- второгодничество,
- необъективность оценки знаний учеников учителями — часто, особенно в старших классах, накануне экзаменов оценки завышаются,
- необъективность внутренних экзаменов (школьных, вузовских).
И главные задачи:
- идеологическое и гражданское воспитание учеников в школе и в семье,
- разработка учителями авторских программ обучения, методик,
- открытие многопрофильных классов,
- повышение квалификации педагогов.
Компетентно
Министр образования Александр Радьков:
«Все начинается с семьи, и сколько бы мы ни говорили о качестве образования, родственники формируют характер, личность ребенка. Поэтому взаимодействие школы и семьи сегодня — приоритетная задача».
Вот-вот первое сентября!
2,5 тысячи учителей и директоров учебных заведений Минска собрались вчера на педагогический форум «Городу, устремленному в будущее, — качественное образование и современную идеологию воспитания», чтобы обозначить главные задачи современного образования