Вот вам дом, но жить нельзя в нем…

Куда обращаться с жалобой на недоработки со стороны строителей?

Что делать и куда обращаться в подобной ситуации? Разъяснения дают специалисты Комитета государственного контроля Беларуси

В Комитет госконтроля нередко обращаются заявители, не получившие помощи по волнующему вопросу в местных исполнительных и распорядительных органах власти. Много жалоб людей связано с жилищными вопросами, в частности со строительством жилья.

Многие недоработки со стороны УКСов привели к нарушению требований Указа Президента Беларуси «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры». В соответствии с данным указом, ввод в действие инженерных сетей, необходимых для функционирования жилья, должен быть завершен не позже чем за три месяца до приемки в эксплуатацию многоквартирных жилых домов.

УКС Первомайского района г. Минска оставило целый микрорайон № 5 в поселке Восточном без внешних и внутриквартальных инженерных сетей, поэтому строительство жилья в 2011 году оказалось фактически сорванным. В связи с этим в КГК поступили многочисленные устные и письменные жалобы членов ЖСПК «Виктория», «Полет», «Зенитчик». Люди рассчитывали заселиться в свои дома в прошлом году. Аналогичная ситуация и в УКСе Октябрьского района г. Минска. Хотя формально там и ввели в эксплуатацию жилой дом № 2 в микрорайоне Сокол (ЖСПК «Аэронавигатор») в сентябре 2010 года, но заселить дом смогли только в апреле 2011 года по причине отсутствия наружных инженерных сетей, отвечающих за обеспечение дома теплом, водой и электроэнергией.

Похожие жалобы направлялись в Комитет госконтроля не только из Минска, но и из других регионов республики. Например, в микрорайоне Билево-2 Витебска при неготовности сетей водоснабжения и насосной станции были приняты в эксплуатацию два многоквартирных жилых дома. При этом Витебским горисполкомом были представлены недостоверные сведения о якобы готовности инженерных сетей.

В рамках своей компетенции Комитет госконтроля постоянно вмешивается в конфликтные ситуации, реагируя на обращения граждан. Вместе с тем специалисты КГК отмечают, что согласно действующему законодательству многие обращения должны рассматриваться не Комитетом госконтроля, а иными государственными органами. Так, вопросы коллективного жилищного строительства и осуществления контроля в сфере строительства относятся к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, Министерства архитектуры и строительства, Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Беларуси.

На местные исполнительные и распорядительные органы возложен также контроль за порядком заключения и исполнения сторонами договоров создания объектов долевого строительства. Облисполкомы и Минский горисполком совместно с ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» должны обеспечивать контроль за целевым использованием льготных кредитов, выделяемых на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Как подчеркивают в пресс-службе КГК, Комитет государственного контроля в соответствии с компетенцией, определенной Указом № 647 главы государства «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», не наделен полномочиями по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, в том числе и по договорам долевого строительства.

Однако нередко граждане, обращаясь в Комитет госконтроля по жилищным вопросам, требуют провести проверочные мероприятия в отношении нерадивых застройщиков. По этому вопросу специалисты КГК разъясняют: порядок организации и осуществления контроля (надзора) в республике, а также права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых субъектов регламентированы Указом № 510 Президента «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Нормами данного документа предусмотрено проведение плановых проверок проверяемых субъектов, включенных в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, и внеплановых (не включенных в указанный план). К тому же проведение нескольких плановых проверок одного проверяемого субъекта в течение календарного года запрещено, а внеплановых — допускается лишь по основаниям, указанным в пункте 9 Указа № 510.

Не относится к компетенции Комитета госконтроля разрешение вопросов, связанных с деятельностью товариществ собственников. Координация и контроль за их деятельностью в соответствии с Указом № 538 Президента «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» возложены на местные исполнительные и распорядительные органы, разъясняют специалисты КГК Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter