Вот в чем вопрос…

Если  завтра  задания  тестов  станут  проще,  вузам  придется  проводить  дополнительный  конкурс,  а  смысл  тестирования  пропадет

Если  завтра  задания  тестов  станут  проще,  вузам  придется  проводить  дополнительный  конкурс,  а  смысл  тестирования  пропадет 

Говорят, что оптимальной формы проверки знаний, в принципе, нет. У каждой, если можно так выразиться, свои «грехи». У традиционного экзамена, в частности, это субъективизм. Пришел, скажем, экзаменатор не в настроении и… хорошей отметки не видать. Без сомнения, есть недочеты и у системы тестирования. Но все же специалисты в один голос говорят: оно себя оправдало. Главный аргумент — прозрачность и отсутствие субъективизма. Впрочем, подтверждает это и статистика, а именно возросшее число сельчан, поступающих по итогам ЦТ в элитарные вузы. Каким было централизованное тестирование-2008? Этот вопрос мы адресовали директору Республиканского института контроля знаний Николаю Феськову. 

— Николай Степанович, подведя итоги ЦТ-2008, пожалуй, многие родители удивились несоответствию оценок за тесты по тому или иному предмету и в школьных аттестатах своих чад. С чем это связано? И вообще, насколько корректно такое сравнение? 

— Абсолютно некорректно. Сравнивать результаты ЦТ с итогами за курс средней школы ошибочно. Дело в том, что принципы оценивания в том и другом случае разные. В школе это нормативно-критериальный принцип, когда ребята, владея определенным объемом знаний, могут получить одинаковый максимальный балл, на тестировании —  нормативно-ориентированный, суть которого – составить рейтинг всех (т.е. сравнить относительно друг друга), в том числе самых сильных, абитуриентов по уровню подготовки. В этой ситуации подтвердить те 9—10 баллов, которые абитуриент получал в гимназии или в лицее, невозможно, да и нецелесообразно. Наша задача — ранжировать участников испытаний для конкурсного отбора. 

— Насколько, по-вашему, на неудачи ребят влияет стресс, который они испытывают во время ЦТ? 

— Но ведь вся наша жизнь состоит из стрессовых ситуаций. Тем более когда речь идет о вступительном испытании в любой форме. Человек должен быть к этому готов. 

О проблеме стресса чаще всего говорят родители. Дети, пройдя три этапа репетиционного тестирования, к испытаниям готовы. Если вы спросите детей, они ответят вам, что больше готовы к такой форме проверки знаний, нежели к живому общению. Без сомнения, проблемы стресса избежать можно. Но только в одном случае: если число желающих поступить будет равняться числу свободных мест. 

 Традиционно нарекания звучат и в адрес сложности тестов... 

— Тестовые задания не могут характеризоваться такими понятиями, как сложное или легкое. Они должны быть доступными, соответствовать требованиям учебной программы, уровню подготовки среднестатистического абитуриента. И над этим мы постоянно работаем. 

Вместе с тем мы считаем, что тестовые задания будут плохо выполнять свою функцию, если будет много как абсолютных, так и нулевых результатов. В идеале и тех, и других быть не должно. 

— И все же, насколько мне известно, около четверти абитуриентов, подающих документы в вузы, имеют суммарный балл более 300, что выше уровня прошлого года. Эта тенденция сохранится и в будущем? 

— Представьте на секунду, что тестовые задания максимально упрощены. Кстати, хочу отметить, они стали проще уже в этом году. Подтверждение тому – в разы возросшее число «стобалльников» на фоне уменьшения общего числа участников ЦТ. Так вот, представим, что число абсолютных результатов увеличится. И что тогда? Вузу придется проводить дополнительный конкурс, поскольку число мест ограничено. А смысл в тестировании пропадет. 

Хочу развеять ошибочное представление некоторых родителей, что максимальное упрощение тестов создаст лучшие условия для поступления их детей. Это не так. Ведь задания станут проще для всех, и найдутся те, кто решит эти задания качественнее, лучше и быстрее. Теоретически даже в этой ситуации, если ребенок по рейтингу был, скажем, 1001-м, на этом месте он и останется. 

— Что можно сказать, сравнивая результаты, которые показали абитуриенты этого года и прошлых лет? 

— Не совсем правильно сравнивать результаты тестирования одного года с другим. Ведь они во многом зависят от статистики выполнения определенных тестов. Напомню, что «стоимость» ответа – величина гибкая, и она повышается или понижается в зависимости от числа правильных ответов: ответов больше — цена ниже, и наоборот. Выходит, задания меняются, правильные решения и стоимость ответов тоже меняются. 

Кроме того, не нужно забывать, что в этом году произошли существенные изменения в параметрах и структуре тестов. В частности, изменилось количество заданий и время, отведенное на выполнение ряда тестов. Эти параметры унифицированы по родственным предметам. Например, в этом году экзамен по математике продлился три часа, сравнявшись по времени проведения с экзаменом по физике, и т.д. 

Не последнее влияние на результаты тестирования оказал контингент абитуриентов, принимавших в нем участие. А он каждый год меняется. 

— Какова отличительная черта абитуриента-2008? 

— В этом году количественный и возрастной диапазон участников тестирования был особенно широк. Более 80 тысяч участников ЦТ-2008 – выпускники этого года (это 90 процентов от всех, кто окончил школу!), более 32 тысяч – ссузов и ПТУ, более 66 тысяч – выпускники прошлых лет. То есть у большого количества ребят произошел значительный временной разрыв между окончанием среднего учебного заведения и участием во вступительных испытаниях. Без сомнения, качество их знаний ухудшилось. 

— Поэтому, наряду с повышением максимальных результатов (77 стобалльных против прошлогод­них 18), понизился и средний уровень, который продемонстрировали абитуриенты?.. 

— Разница между результатами, которые показали выпускники обычных школ и выпуск­ники лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением каких-либо предметов, составляет 10—15 баллов. Это нормально. Конечно, они продемонстрировали хороший результат. Это наша элита, это будущие лучшие студенты, а по окончании вуза – хорошие специалисты. Впрочем, такой результат сопоставим с результатами прошлых лет. 

На понижение среднего уровня и увеличение числа худших результатов, на мой взгляд, повлияли несколько факторов. Первый из них, как я уже отмечал, значительный удельный вес в составе участников ЦТ-2008 выпускников прошлых лет и ПТУ. Второй – доступность участия в тестировании. Выросло число тех, кто пришел, рассчитывая на случай. Одни отмечали ответы по определенной системе – диагональной, строчной... Такой бланк больше напоминает графический орнамент. Другие и вовсе, подписывая бланк ответов собственной фамилией, писали нецензурные слова. Один абитуриент в черновике нарисовал могильную плиту с надписью: «Почему я не учил физику, вот в чем вопрос…» Но ведь и такие ответы влияют на общую картину. 

— Некоторое недоумение, в частности, у меня вызвало сначала увеличение, а затем уменьшение нижней границы тестового балла. Можно ли как-то прогнозировать ситуацию, чтобы в будущем избежать таких колебаний? 

— В мировой практике переводная шкала устанавливается после проведения тестирования, а такое понятие, как нижняя граница тестового балла, как правило, не используется вообще. Стобалльная система и без того позволяет дифференцировать всех участников тестирования, отсеивая худших…  

Кстати

Вступительная кампания-2008 фактически окончена. Многие счастливчики, в частности те, кто подавал документы на дневное бюджетное обучение, уже видели свои фамилии в списках поступивших. Например, новоиспеченные студенты Белгосуниверситета. Кстати, уже вчера первые пять студенческих билетов были вручены первокурс­никам — победителям международных олимпиад школьников по математике, химии и биологии. 

Как отметили в пресс-службе вуза, среди абитуриентов нынешнего года — 124 победителя международных и республиканских олимпиад, шесть призеров чемпионата мира и Европы по различным видам спорта, а также обладательница титула «Мисс Беларусь-2008». 

Напомню, что зачисление на бюджетное заочное обучение в вузы второго потока завершится уже завтра, на платное — 4 августа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter