Вот только было бы желание

Идея привести безработных к некоему общему знаменателю отклик в обществе нашла
Что ни говори, а идея привести безработных к некоему общему знаменателю отклик в обществе нашла. Вот и на мой номер в могилевский корпункт редакции «Рэспублікі» позвонила читательница. Как, спрашивает, найти себе подходящее место, если живешь в агрогородке? Образование — гуманитарное, не самое здесь ходовое. К тому же по здоровью ограничения, о чем справка есть. Местный центр занятости, пожаловалась, сначала предлагал в операторы машинного доения пойти, потом — на курсах парикмахерскому делу поучиться или освоить специальность мастера по маникюру-педикюру. А кому, спрашивается, на селе маникюр нужен? Да и душа не лежит к этому занятию. Вакансия оператора связи на почте тоже не подошла — это ведь в райцентр ездить надо. Расписание же автобусов таково, что прибываешь к месту службы за час до смены. Куда себя в таком случае деть?

В районном отделе занятости уточнили: это далеко не весь перечень предложений, отвергнутых соискательницей за три последних года. Было дело, что даже на дом чиновники или потенциальные работодатели приходили, чтобы побеседовать с ней, узнать ее пожелания, но взаимопонимания не нашли. Сегодня официально сельчанка с учета местной биржи снята, однако завтра может зарегистрироваться вновь — закон позволяет. Потому не исключено, что история непростых взаимоотношений безработной и центра занятости будет иметь развитие.

Невольно возникает вопрос: а очень ли сильно ее желание найти себе место? Во всяком случае, на весь район такая капризная претендентка одна. Да, случалось, кто-то тоже перебирал вакансии, отказываясь от предложений, но в итоге на службу все же устраивался. Многие при этом к новому месту работы добираются на общественном транспорте — разумные расстояния от дома до предприятия нынче никого особо не смущают. И вообще, поиск места — это ведь и встречное движение, правда? Для каждого соискателя завод не построишь, фирму не создашь. А популярный список профессий нынче диктует рынок. Если в этом перечне нет подходящего занятия, не устраивает предложенная зарплата — создай себе компанию сам. Центры занятости, к слову, дают для открытия собственного дела неплохие подъемные. 

Что скрывать, в городе найти работу легче, чем в сельской местности. Но если человек реально хочет что-то изменить в своей жизни, прописка не имеет значения. В одной из командировок познакомилась с фармацевтом, которая из сельской глубинки регулярно ездит на службу в Могилев — 30 километров туда и столько же обратно. В деревню она, бывшая горожанка, попала, влюбившись в местного парня. Единственная вакансия в аптеке была занята, девушка согласилась пойти санитаркой в больницу в агрогородке. За копеечную, между прочим, зарплату — просто не представляла, как без дела сидеть. Хотя и домашней работы хватало: сад-огород, хозяйство, дети. А когда лечебницу перепрофилировали и ее должность сократили, за собственные деньги записалась в Минск на курсы, подтвердила диплом. И радуется, что востребованна. 

Замначальника управления по труду, занятости и соцзащите Могилевского горисполкома Мария Шапневская тоже уверена: в поисках места работы в первую очередь важно желание самого человека. И не имеет значения, совпадают ли образование и профессиональный опыт с востребованными профессиями. Всему можно научиться! Сегодня, к примеру, в областном центре самый массовый спрос на поваров, официантов, пекарей и других специалистов сферы услуг. С начала года за счет государства новые профессии на курсах переподготовки освоили 465 безработных и в итоге нашли себе место под солнцем. К слову, даже во время поисков нынче можно подзаработать копейку — на уборке урожая в сезон или благоустройстве территорий вне его. В общем, право и шанс на труд есть у всех, включая инвалидов. Для такой категории создаются рабочие места, есть бронь на предприятиях. 

Однако штатные безработные почему-то остаются. На Могилевщине, к примеру, некоторые в своем желании получить если не особую вакансию, то хотя бы внимание чиновников преуспели. Председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Могилевского облисполкома Светлана Тарасенко призналась: практически всех таких соискателей соцслужбы знают по имени-отчеству и в лицо. Тем не менее стараются в каждом отдельном случае разобраться в деталях: вдруг и правда некие внешние проблемы или слабое здоровье мешают людям сделать выбор? А в том, что он есть, сомневаться не приходится. Сегодня в области на 2900 безработных — 5 с половиной тысяч предложений. При этом спрос на рабочие места в последнее время понемногу начал расти. Вполне вероятно, это вызвано обещанием властей Могилевщины к 1 декабря пересчитать так называемых тунеядцев. А может, просто люди хорошо отдохнули и наконец-таки решили поработать?..

Светлана МАРКОВА

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter