Удастся ли «продать» мировому сообществу «китайскую угрозу» и кому это выгодно?

Вот новый поворот

Госсекретарь США Майк Помпео объявил о необходимости создания антикитайского альянса демократий. Кроме того, по мнению госсекретаря США, в деле сдерживания Пекина Вашингтону может помочь Москва. По словам Помпео, Россия и США совместно могут внести большой вклад в обеспечение глобальной безопасности.

aftershock.news

В Москве американскую инициативу расценили как попытку столкнуть Россию и Китай и заявили, что не участвуют в альянсах, направленных против третьих стран. Подобная реакция была вполне предсказуемой.

Тем не менее само по себе заявление американского госсекретаря весьма симптоматично. На Западе давно с тревогой наблюдают за сближением Москвы и Пекина и считают, что подобный союз может нести глобальную угрозу. Рассуждения о том, как вбить клин между двумя державами, регулярно появляются на страницах западных аналитических изданий и звучат с высоких трибун. Помпео лишь проговорил вслух то, что давно на уме у западного истеблишмента.

При этом нельзя забывать, что Запад сам приложил немало усилий к тому, чтобы подтолкнуть Россию к сближению с Китаем. Продвижение НАТО на восток, к рубежам России, навязчивое вмешательство ЕС и США во внутренние дела постсоветских государств, постоянные обвинения в отсутствии демократии и нарушении прав человека, наконец, введение санкций и целенаправленное препятствование реализации важных для Москвы инфраструктурных проектов, таких как «Северный поток — 2», — после всего этого рассуждения о каком-то совместном с Россией противодействии Китаю звучат как минимум странно.

Запад не может, да и не хочет предложить России никакой позитивной повестки, действуя методами устрашения и запугивания. В ЕС и США бытует убеждение, что экономическая зависимость России от связей с западными странами такова, что политика санкций способна нанести Москве непоправимый ущерб и вынудит ее быть более сговорчивой и покладистой во внешнеполитических вопросах. Аналогичным образом из западных столиц любят пугать Москву тем, что углубление союза с Китаем грозит России превращением в вассала. Кроме того, на Западе все еще тешат себя надеждами, что сами по себе посулы принять Россию в число «цивилизованных стран» воспринимаются там как что-то очень заманчивое, как это было на рубеже 80–90-х гг. прошлого века. Отсюда, собственно, и эта риторика Помпео о союзе мировых демократий, которые должны выступить единым фронтом против нового мирового зла — коммунистического Китая.

Однако эта попытка вновь разыграть карту холодной войны и привлечь Россию уже на стороне «сил добра» выглядит наивной и оторванной от реальности. «Продать» мировому сообществу «китайскую угрозу» под тем же идеологическим соусом, что и противостояние с СССР, не получится. Современный Китай и бывший СССР — слишком разные государства, несмотря на то, что их знамена красного цвета и на них начертаны внешне похожие лозунги. Китай не позиционирует себя как некая альтернативная система, как это делал СССР, и не воспринимается как мировая угроза даже на самом Западе.

По большому счету противостояние с КНР — это личная война Вашингтона, увидевшего в усилении Китая угрозу собственной гегемонии. Даже в Европе на отношения с Пекином смотрят совсем по-другому. Что уж говорить о России, у которой и вовсе нет никаких резонов включаться в схватку двух мировых гегемонов на американской стороне.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter