Очередь за новыми автомобилями и рост цен на вторичном рынке: какие сюрпризы преподнес коронавирус автобизнесу

Вот новый поворот

Прошедший 2021-й за последние четыре года самый неоднозначный для автомобильного рынка нашей страны. По цепочке на него оказали влияние сначала пандемия, потом глобальный дефицит полупроводников и, как следствие, сокращение производства у ряда ведущих концернов с параллельным ростом цен на сами авто и их комплектующие. Но вместе с тем автодилеры, чтобы снять ажиотаж, активнее пользовались инструментами онлайн-продаж, а также чаще предлагали клиентам бронировать модели заранее. Продолжают расти и продажи у отечественного производителя — за прошлый год Geely уверенно закрепился на второй позиции по продажам на внутреннем рынке и в целом имеет долю чуть более чем 18 процентов рынка продаж новых легковых автомобилей. Обо всех трендах минувшего года «Р» поговорила с генеральным директором Белорусской автомобильной ассоциации Александром Сидоревичем, а также с экспертами на первичном и вторичном рынках.


Кто в топе у белорусов?

Каких-то особых позитивных надежд на прошлый год ни производители, ни автодилеры не возлагали. Коронавирус по-прежнему заставляет автоконцерны жить по новым правилам, которые сложно прогнозировать. Как следствие, еще перед официальным стартом 2021-го в Белорусской автомобильной ассоциации спрогнозировали падение отечественного авторынка на десять процентов. Конечно, оценить точное влияние пандемии и нарастающего кризиса полупроводников было достаточно сложно, но при этом Александр Сидоревич констатирует:


— С прогнозом мы практически попали в цель — белорусский рынок продаж новых автомобилей за прошлый год просел на 11 процентов. Причем говоря о том, насколько равномерно шли продажи авто у нас в стране, стоит отметить, что январь прошлого года закончился скромно с показателем в 2760 проданных новых авто. Далее прослеживается мартовский всплеск — 4274, рост в 32 процента по сравнению с февралем. Небольшой рост продолжился в апреле, после чего продажи колебались с мая по сентябрь в районе 3900—4400 единиц. По итогам года мы перешагнули планку в 41 тысячу проданных новых легковых автомобилей. Вместе с тем это самый низкий показатель за последние четыре года.

По словам Александра Сидоревича, по итогам прошлого года в страну ввезли около 76 процентов новых (с учетом грузовых) автомобилей из России, 15,6 процента всех продаж — доля автомобилей собственного производства. Напрямую из Европы ввезли почти 6 процентов новых авто, и чуть более 2 процентов — импорт из третьих стран через российские склады. Эксперт говорит:

— Говоря о самых продаваемых брендах, стоит заметить, что рейтинг новых легковых автомобилей по-прежнему возглавляет российская марка Lada c долей рынка почти в 30 процентов. Отечественный производитель Geely занял вторую позицию с 18 процентами. Далее закрепился Volkswagen с долей почти 11 процентов. 

По маркам топ-список с долей рынка новых легковых автомобилей выглядит следующим образом: Lada Vesta — более 11 процентов, Volkswagen Polo — 8 процентов, Kia Rio — 7,8 процента. Далее на четвертом месте Geely Coolray — 6,5 процента. И замыкают топ Lada Niva, Largus и Гранта — каждая около 4 процентов.

Александр Сидоревич поясняет:

— Позиции в рейтинге практически не изменились. Но стоит отметить, что Geely все больше пробивается в топ. За этим брендом большое будущее. Инструменты продаж также способствуют продвижению марки.



Затрагивая вопросы цен на авторынках в прошлом году, Александр Сидоревич заметил, что формирование стоимости и влияние на рост большинства продаваемых в Беларуси автомобилей осуществляется в России как основной стране-производителе поставляемых в Беларусь машин:

— Так, по официальным сообщениям российских источников информации, цены на отдельные модели популярной марки LADA по итогам прошлого года повысились до 20 процентов. Это отразилось и на нашем рынке. При этом в премиум-сегменте мы наблюдаем относительную стабильность. Хотя в последнее время понимаем — технический уровень автомобилей возрастает, они становятся сложнее, и это влияет на цену. Стоит также особое внимание уделить мировому кризису с производством полупроводников, который внес негативное влияние на поставки автомобилей и рост цен на них во всех сегментах рынка. Я не думаю, что мировой автопром справится с этой ситуацией в ближайшие годы.

Электрокары: скромный результат

Кроме того, Александр Сидоревич рассказал, что за прошлый год в стране автомобильными дилерами было продано чуть более четырех десятков новых электромобилей.

— Это совсем скромный результат, всего одна тысячная процента рынка продаж всех новых легковых автомобилей в стране. Всплеска продаж на внутреннем рынке новых электрокаров автомобильными дилерами Беларуси в новом году не ожидаем. При этом стоит отметить, что в стране в прошлом году были созданы достаточно комфортные условия для ввоза бывших в эксплуатации электромобилей физическими лицами. Но кроме проблем с дефицитом полупровод­ников и жесткого квотирования рынка продаж электромобилей изготовителями, для официальных дилеров в странах ЕАЭС имеются сертификационные барьеры, которые делают недоступным для официальных продаж дилерами значительное количество моделей известных брендов. Сертификация автомобилей в странах ЕАЭС недоступна региональным импортерам и по карману только изготовителям, для которых определяющим показателем является емкость рынка продаж. Большая надежда на рост рынка электромобилей в текущем году возлагается на отечественную модель Geely Geometry С, продажи которой активно стартовали в конце года.

Национальный автопроизводитель все больше пробивается в топ. За этим брендом большое будущее.

Также Александр Сидоревич отметил, что, несмотря на нехватку полупроводников, весь прошлый год продолжало расти производство электроавто: 

— Интересы компаний сейчас направлены на то, чтобы использовать имеющиеся чипы и перераспределять их для производства электрокаров. Это вопрос стимулирующей политики развития целого сегмента, на который делают ставку во всем мире. 

Локдаун повлиял на поставки

Оценки крупнейших в нашей стране игроков автомобильного рынка сходятся с показателями БАА: в прошлом году белорусский рынок новых автомобилей (легковые и легкие коммерческие) снизился на 11 процентов:


— На него повлияли определенные экономические факторы, но гораздо большее влияние оказал дефицит предложения новых автомобилей из-за кризиса с поставками комплектующих, — рассказала «Р» заместитель директора по коммерческим вопросам одной из крупнейших компаний по продаже новых автомобилей Юлия Семеняго. — Сводить все к одним полупроводникам неверно, хотя они были наиболее острой проблемой. Пандемия COVID-19 нарушила цепочки производства и поставок по всему миру. Производители испытывали дефицит, например, магния и лития. Локдаун в отдельных странах останавливал не только производство, но и поставки. Постоянно не хватало контейнеров для перевозки комплектующих.

Также эксперт отметила, что в некоторых случаях практически полностью собранные автомобили месяцами стоят на заводах, ожидая недостающую деталь, например, датчик, для которого нужны полупроводники, или какой-то элемент светотехники, который делают на остановившемся заводе в другой части мира. И добавила:

— В этой ситуации мы сработали существенно лучше рынка, продажи сократились только на четыре процента. Понимаем, что клиенты готовы были купить намного больше, если бы не постоянный дефицит автомобилей массовых марок.

В целом же, говоря о доступности авто на рынке в 2021-м, специалисты компании отмечают, что ситуация была неодинаковой по разным маркам. Как правило, сильнее других страдали от дефицита производители наиболее высокотехнологичных автомобилей с большим количеством электроники. Увереннее других себя чувствовали китайские и, в меньшей степени, японские производители, у которых ситуация с доступом к электронным комплектующим сложилась лучше.

Белорусы порой не успевают купить на вторичном рынке машину — многое уходит сразу на Россию.

Эксперт рассказала:

— Дефицит у производителей начинался раньше или позже также в зависимости от сделанных запасов, наличия широкого выбора поставщиков и так далее. Но в целом проблема стала нарастать в летние месяцы и сильно обострилась в IV квартале.

Юлия Семеняго отметила, что в первом полугодии 2022-го ситуация с доступностью автомобилей останется непростой: 

— Дальше, как мы надеемся, она постепенно станет улучшаться, но тоже не у всех марок одновременно и быстро.

В компании отмечают, что цены за 2021-й выросли во всех сегментах рынка, и выросли сильнее, чем это происходило в предыдущие годы. В среднем можно говорить о подорожании аналогичных автомобилей на 15—20 процентов, по некоторым маркам и моделям — больше. 

Юлия Семеняго говорит следующее:

— Основная причина — инфляция цен на сырье и комплектующие, электронику, металлы, энергию, транспортные расходы и многое другое. В условиях ограниченных производственных возможностей и роста расходов автопроизводители поднимали цены несколько раз в течение года.

Также, по словам Юлии Семеняго, интерес клиентов к покупкам новых авто онлайн продолжает нарастать: 

— Те клиенты, которые к нам обращаются, четко знают, чего хотят. Все больше исчезает необходимость посещения дилерских центров для осмотра автомобиля, прохождения тест-драйва. Кроме того, есть возможность предзаказа желаемой модели. Сейчас онлайн мы продаем около 30 автомобилей в месяц. На 2022 год в планах нарастить эти объемы до десяти процентов от всех продаж холдинга.

На вторичном рынке не ожидают существенного снижения продаж в этом году.

В Европе перестали думать о пробеге

Чтобы оценить динамику работы на вторичном рынке, мы обратились к Евгению Хиневичу — начальнику управления рыночного комплекса в Малиновке, где сконцентрированы основные продавцы авто с пробегом. Сегодня на территории комплекса, определенной под авторынок, более 90 процентов занимают комиссионные магазины и около 10 процентов — физлица, желающие разово продать авто. Евгений Хиневич отмечает, что на начало года наблюдалось снижение присутствия на рынке транспортных средств в комиссионных магазинах на территории рынка: 

— В целях оказания поддержки нашим арендаторам мы пошли на уступки: снизили арендную ставку. Эта арендная ставка остается действующей в данный момент. Если брать во внимание докоронавирусный период, то по сравнению с ним во время пандемии продажи по машинам с пробегом сократились приблизительно на 15 процентов. Но сейчас рынок выравнивается.

Директор одного из автосалонов Денис Осипчик занимается продажей авто более 15 лет. По его словам, на вторичном рынке за прошлый год снизились поставки авто из Европы:

— Мы занимаемся в основном привозом машин из Европы и Америки. Там сейчас не могут получить новый авто по программе trade-in — нет в наличии машин из-за проблем с производством. Поэтому активно переключились на вторичный рынок. Из-за этого начинают расти цены.

По его словам, в Европе сейчас покупают авто даже с серьезным пробегом. Это нарушает привычный тренд на европейских аукционах, который мы могли наблюдать в предыдущие годы. Именно тогда все интересовались авто с наименьшим пробегом. И добавляет:

— А сейчас 200 тысяч километров пробега — это уже норма. Европейцы покупают их для внутреннего рынка. 

В целом же, говоря о работе своей компании, Денис Осипчик отмечает, что за прошлый год средний чек на покупку авто составлял около 15 тысяч долларов:

— Мы не ожидаем существенного снижения продаж в этом году. Замечу, что россияне сейчас часто у нас покупают только что пригнанные автомобили из Европы. Белорусы порой не успевают купить на вторичном рынке машину — многое уходит сразу на Россию. У них там сейчас цены поднимаются существеннее, чем у нас, потому что при покупке нового автомобиля российские автосалоны заставляют клиентов много добавлять «допов», что значительно увеличивает первоначальную стоимость автомобиля. У нас в стране им купить дешевле.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter