Вот, новый поворот

Автомобильный рынок в минской Малиновке пользуется славой самого крупного в стране
Автомобильный рынок в минской Малиновке пользуется славой самого крупного в стране. Продавцы и покупатели съезжаются сюда отовсюду, здесь все под рукой: обширная охраняемая площадка, эстакада, чтобы взглянуть на авто снизу, автомойка, регистрационное отделение ГАИ, СТО, продажа запчастей. Традиционно весной (в меньшей степени осенью) торговля здесь идет особенно оживленно. На днях отправился туда и я в надежде подыскать что–то новое и приемлемое по цене. Ведь иномарки российской сборки в минувшем году существенно подешевели. «Фольксваген–Поло» седан, «Рено–Логан», «Хендай–Солярис» — почти в полтора раза. Однако увиденное на сей раз на рынке заставило по–новому взглянуть на ситуацию.


Сразу удивило, что продаваемые машины на площадке расставлены очень свободно. Иначе говоря, их оказалось не так много, как ожидал увидеть. В администрации рынка пояснили: если в 2014 году одновременно продавалось около двух тысяч автомашин, не считая автохаусов, то в прошлом году эта цифра уменьшилась на четверть. И в году нынешнем предложение продолжало резко снижаться. Из новых машин теперь предлагаются почти исключительно иномарки российской сборки. Автомобилей дешевле 5 тысяч долларов (в эквиваленте) практически нет — такие продаются, как правило, по объявлениям в интернете или на региональных рынках.

А что же цены? Здесь также не обошлось без неожиданностей. Подхожу к черному «Хендай–Солярис». Несмотря на то что перечень дополнительных опций в машине занимает два столбца, цена показалась завышенной: 11.333 доллара. Еще несколько месяцев назад эта цифра была на тысячу меньше. Словоохотливый продавец начинает убеждать, что дело отнюдь не в его накрутках:

— Посмотрите, как укрепился российский рубль. Еще недавно доллар стоил 77 и даже 84 рубля, а сейчас — 64. Аналогично и к белорусскому рублю. Плюс в Беларуси повысился утилизационный сбор на новые автомобили. Поэтому машины, стоившие 8.500 — 9.000 долларов, существенно подорожали. Но рынок торгует. Еще недавно тут, — показывает на пустующую часть площадки, — стояли десятки таких машин, все проданы. И больше дешевых иномарок из России не ожидается. Машины этого года выпуска там уже стоят в пересчете 11.000 — 11.500 долларов. Еще немного — и смысла гонять их оттуда совсем не будет.

Так ли это? В поисках ответа захожу в соседний автохаус, торгующий «Хендаями». На площадке сверкают лаком несколько свеженьких «Солярисов» с наклеенными на стекло накладными. Однако ценников нет. «Ждем новых цен, — пояснили ребята в офисе. — Российский рубль вон как прыгнул, соответственно дорожают и машины».

Иду по рынку дальше. Внимание привлекает новенький «КИА–Сид» универсал в комплектации среднего уровня 2016 года выпуска. Но цена тоже немалая — 11.500. Продавец начинает убеждать, что за такие деньги и в Москве уже эту машину не найдешь. Примерно в такую же цену торгуется еще одна популярная российская иномарка «Шкода–Рапид». Тешу себя надеждой на то, что уж белорусский бестселлер «Фольксваген–Поло» седан останется действительно народным автомобилем. Но нет. И здесь ценник на машину в средней и богатой комплектации вырос до 10.500 — 11.500 у.е. — примерно на 1.000 у.е. по сравнению с началом года.

— Берите, пока не подорожали еще больше, — убеждает продавец. — Ко мне вот так ходил мужчина с февраля, надеялся, что цены еще упадут. В итоге купил–таки на полтысячи дороже. Но все равно выиграл, ведь отпускные цены в России за последнее время поднимались трижды. Сейчас ожидается очередное повышение.


Да, еще немного, и цена той же «Поло» может приблизиться до докризисных 13 — 14 тысяч у.е. Но тогда были доступны автокредиты, а как будет дальше? В ожидании новой реальности, судя по всему, сейчас находятся и продавцы, и покупатели. Одни не хотят переплачивать, другие боятся прогореть. Ловлю себя на мысли, что в этом — одна из причин довольно скудного нынешнего предложения, не соответствующего сезону. И если наиболее дешевые новые машины представлены по 3 — 5 экземпляров, то «Шкоду–Йети» российской сборки увидел всего дважды. Цена — 14.250 и 17 с лишним тысяч у.е. Новая «Шкода–Суперб» и вовсе перевалила за 21 тысячу. Поскольку покупателей — россиян и казахов на рынке сейчас по понятным причинам практически нет, продать такую машину с ходу вряд ли получится.

В прежние времена, если не хватало денег на новую иномарку, приходилось присматриваться к более спартанским машинам Волжского автозавода. Что сейчас? В Малиновке этот сегмент представлен также очень лаконично. Замечаю пару «Ларгусов», в том числе один в комплектации «Кросс» с полным приводом. Цена, однако, не сильно отличается от других иномарок российской сборки, разве что номинирована в белорусских рублях. 192 и 195 миллионов. Перевести в инвалюту очень удобно.

Еще одной альтернативой всегда были подержанные иномарки. Сразу решил оставить без внимания машины старше 5 лет, попробовавшие наших дорог, — тут велик риск нарваться на кота в мешке. Недавно пригнанных же из Европы не так много. Интересуюсь пассажирским вариантом «Фольксваген–Кедди» за 11.400 у.е. Симпатичная машинка в хорошем состоянии, но недешево, да и турбобензиновый моторчик объемом 1,2 литра настораживает. Стоящий рядом кроссовер «Тигуан» от того же «Фольксвагена» также имеет мотор небольшого объема — всего 1,4 литра. Продавец убеждает: так европейцы адаптируют свой товар под пошлины Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Посмотрим, как такие малолитражки адаптируются к нашему сервису и дорогам.

Тем не менее, думаю, именно в сегменте 3 — 5–летних иномарок из Европы будет развиваться в ближайшие годы рынок в Малиновке. Ведь если российские автомобили станут и дальше дорожать, то утратят свои преимущества по соотношению цены и потребительских качеств. Параллельно будет возвращаться интерес к рынку Беларуси российских и казахстанских автолюбителей и перекупов. Однако насколько верен такой прогноз, покажет только время.

bibikov@sb.by

Советская Белоруссия № 82 (24964). Вторник, 3 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter