Поговорили со студентами-медиками, которые в эти дни активно помогают врачам справиться с пандемией коронавируса

Вот какая у нас молодежь!

Более 2,5 тысячи студентов старших курсов медицинских университетов нашей страны работает на передовой — борется с COVID-19. Они трудятся на должностях медработников в соответствии с уровнем теоретической подготовки и практических навыков. За работу с коронавирусной инфекцией, как и их старшие коллеги, студенты-медики получают надбавки. Однако самое важное, говорят ребята, — не деньги, а своевременная помощь людям. Корреспондент «Р» встретилась с пятикурсниками Белорусского государственного медицинского университета.

Знакомьтесь: Евгений СЕРГИЕВИЧ и Виктория ФЕДОРОВА.

Мечты и реальность

Студентка 5-го курса лечебного факультета БГМУ Виктория Федорова мечтает стать хирургом-офтальмологом. Говорит, очень нравится работать руками, импровизировать. И потом, во время глазных операций люди почти не умирают. Работа изящная, аккуратная и эстетичная. «Глаза — зеркало души», «глаза — это прекрасно» — о своей страсти моя собеседница может говорить бесконечно. 

— Оптика — это космос, — восторгается Вика органом зрения. — Помню, на втором курсе на кружок по хирургии привезли свиные глаза. Мы их шили. И я поняла, что это — для меня. Люблю все маленькое. 

Но пока мечты студентки, как и многих других, отодвинул коронавирус. В эти дни Виктория тоже импровизирует и много работает руками, но в условиях, далеких от изысканности, люди болеют порой тяжело. Летом девушка уже трудилась медсестрой в отделении по профилю. Делала внутриглазные инъекции, перевязки, капала глаза. Однако вторая волна коронавируса снова вернула ее к больным COVID-19, которых Виктория уже спасала несколько месяцев назад. Тогда моя собеседница даже поссорилась с родителями. Они очень переживали и не хотели, чтобы дочь шла в красную зону. Но Виктория — девушка упрямая. И желание стать настоящим специалистом превысило страх.


Родные представляли Вику в будущем стоматологом или фармацевтом, но она решила лечить болезни. В этом смысле ее желание уже сбывается. Пока работает медсестрой. В отделении на сорок больных с COVID-19 они с коллегой трудятся вдвоем. 

— Опять пациенты с пневмонией. Если в первую волну чаще с ковидом попадали пожилые люди, то сейчас в основном болеют в возрасте от 30 до 50 лет. Бывает, температура не сбивается. Врача каждый раз звать не будешь: они на несколько отделений работают. Когда пациенту плохо, он в первую очередь идет к медсестре. Пытаемся справиться своими силами. Не получается — вызываем доктора. Если не я, то кто, — оптимистично улыбается Виктория. 

Говорят, ковид обходит стороной позитивно настроенных людей. Может, поэтому сама Вика не болела коронавирусом. 

И работа, и учеба 

Виктория признается, что иногда после дежурства ее трясет от усталости и нет сил что-то делать еще. Но мысли все бросить и пересидеть эпидемию в аудиториях никогда не возникало. 

— Я гиперответственный человек. Выхожу на замену, куда попросят. Молодая, здоровая, почему я должна учиться, когда старшие коллеги трудятся, можно сказать, на передовой. 

Чувства, эмоции в инфекционном отделении бьют через край. Особенно в сложных ситуациях: у больного долго не спадает жар или когда нужно разделить кислород между мамой и ребенком: 

— Я впервые в жизни увидела человека с температурой 40. Это был тридцатилетний мужчина. Положили женщину, нуждающуюся в кислороде. Точка одна, а с ней ребенок с синдромом Дауна, ему тоже нужен кислород. Нашли выход. От краника пустили две трубки. Сопереживаешь каждому больному и стараешься помочь изо всех сил. Работы очень много. Днем занимаемся пациентами, а ночью документацией. Постоянно в костюмах. На дежурстве вообще не чувствуешь голода, других нужд, а дома тебя все это догоняет, можно расслабиться. Тогда в ход идут сладости и чай.

Теперь все чаще ковидом болеют в возрасте от 30 до 50 лет.

Героиня — такой видят Викторию ее родители и парень. Связь с ними уже долгое время только по Skype и телефону. Съездить к ним не получается, а молодой человек вообще живет за границей. Ковид разделил многих. 

— Грустно, что редко общаюсь лично с близкими людьми. 

Вика считает, что пациенты медиков боготворят:

— Больные такие отзывчивые. И сочувствуют нам, и пожалеть могут. Если в вену с первого раза не попадешь, относятся с пониманием. 

Виктория: «Молодая, здоровая, почему я должна учиться, когда старшие коллеги трудятся, можно сказать, на передовой».

Студенты работают не напоказ. Даже не все преподаватели знают, что утром ребята приезжают на пары после изматывающего ночного дежурства в инфекционном отделении. Интересуюсь у собеседницы, не страдает ли от такого напряженного графика учеба:

— Скидок особых нет, учу две темы наперед — в автобусе, на перерывах в университете. Хожу еще на курсы немецкого языка. Все выходные — дежурства, на неделе несколько ночных. Пока молодая, надо работать. Таких студентов много. 

Осознанный выбор — помогать людям 

Однокурсник Виктории Евгений Сергиевич трудится фельдшером выездной бригады на пятой подстанции Городской станции скорой медицинской помощи Минска. Работать на скорую пришел в июле целенаправленно: 

— Когда люди стали болеть COVID-19 в феврале — марте, мы не знали, что это за болезнь. Тогда подчеркивалось, что болеют в основном люди возрастные. У каждого есть пожилые родственники, и опасались принести коронавирус домой. Но заболеваемость нарастала. Я осознавал, что в своей профессии иду рука об руку с риском. Но нужно помогать старшим коллегам. Осознанно пошел работать на скорую, где получаешь больше практических навыков, учишься действовать экстренно, быстро принимать решения. 


На ковидных пациентов на пятой подстанции выезжают все по очереди в защитных костюмах и действуют по алгоритму. Если необходимо, пациента госпитализируют. 

Евгений вспоминает свой первый такой выезд: 

— Это было в июле. Скорую вызвали мужчине 55 лет. У него уже была диагностирована двусторонняя пневмония участковым терапевтом, но назначенное лечение не давало улучшения. Мы отвезли его в больницу. 

Если летом был один вызов за неделю к пациенту с вероятным коронавирусом, то сегодня 5—6 вызовов за ночь.Впечатлений о работе у молодого фельдшера уже немало: 

— Как-то из больницы скорой медицинской помощи в 4-ю больницу перевозили тяжелых возрастных женщин с коронавирусом. Они страдали заболеванием сердечно-сосудистой системы. Мы транспортировали их на каталке. Пациентки с низкой сатурацией, им было тяжело дышать. Требовался кислород. Недавно госпитализировали парня восемнадцатилетнего с потерей обоняния. Две недели лечился на больничном, не помогало.

Они идут рука об руку с риском.
Некоторые пациенты, рассказывает Евгений, ждут от скорой волшебного препарата, который сразу поднимет их на ноги: 

— Разуверяем, так не бывает, но подбадриваем, что в больнице проведут все необходимые мероприятия и поправитесь быстрее. 

После двенадцатичасовой смены Евгений идет на лекции. 

— Стараюсь слушать. С однокурсниками делишься, как было на работе. А вечером прихожу домой, и одно желание — уснуть, чтобы восстановить силы. О встречах с друзьями и речи нет. 

Близкие поддержали выбор Жени пойти работать фельдшером в такое непростое время. Знал, какую профессию выбирал. А выбирал Евгений по наитию. Было ощущение, что лечить людей — его призвание. В будущем он мечтает стать кардиологом и совершенствоваться в профессии. 

— Сердце — хрупкий орган. От него много зависит. Интересно изучать его и лечить. 

А пока вокруг тоже очень много хрупких жизней, которых сделал такими COVID-19, и надо не позволить им расколоться. 

Евгению, как и другим медикам, доплачивают за работу с ковидными больными, но он в эти непростые дни на скорой не из-за денег: 

— Сначала — помогать людям. Деньги — это второстепенное. 

В пресс-службе Министерства здравоохранения сообщили, что практика привлечения студентов-медиков к участию в оказании медпомощи традиционна:

«Осенью или весной с учетом ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки студенты старших курсов, которые получают высшее образование по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело», направляются в организации здравоохранения для участия в оказании медпомощи населению.

Для подготовки студентов к работе с COVID-19 во всех университетах организованы временные симуляционные центры имитации красной зоны. 

Студентам предоставляют право работать на должностях медработников, соответствующих уровню их теоретической подготовки и практических навыков. Оплата должна быть согласно занимаемой должности, включая надбавку за работу в условиях, связанных с COVID-19».

kosiyаkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter