Вот и договорились

В стране завершился интересный, имеющий далеко идущие перспективы правовой эксперимент...

В стране завершился интересный, имеющий далеко идущие перспективы правовой эксперимент, который продолжался в течение года. Официально он именуется «пилотным проектом по развитию медиации как средства урегулирования правовых и иных конфликтов». Итоги эксперимента вчера подводили в Союзе юристов и безоговорочно признали успешными. Последствия уже в ближайшие годы могут проявиться не только в специфической юридической среде, но и в обычной жизни.


Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков в своем выступлении перед коллегами, в частности, заметил: «Мы делаем важное для всего гражданского общества дело: приучаем спорящие стороны договариваться. Мы показываем, что для этого им не обязательно обращаться к государству, что можно уладить конфликт самостоятельно».


Идея эксперимента неспроста родилась именно в сфере хозяйственного правосудия. В консервативной по определению судебной системе Высший Хозяйственный Суд известен многими новациями, как правовыми, так и технологическими. Среди последних, например, — разрешение споров в режиме видеоконференций.


Главное содержание эксперимента — отработка процедуры примирения спорящих сторон. Термин «медиация» буквально и означает примирение. При этом суд фактически уступает часть своих высоких полномочий представителям общества, то есть внесудебным медиаторам. В их роли, предварительно пройдя обучение, стажировку и экзамен, выступали адвокаты, психологи, специалисты в сфере лицензирования...


В ходе эксперимента внесудебные медиаторы провели 206 процедур, из которых более половины завершились соглашениями сторон. Среди споров были хозяйственные, семейные и даже один международный: конфликт уладили администрация белорусского санатория и российская турфирма. Утвердил их соглашение арбитражный суд в Санкт–Петербурге.


Важна тенденция. Поначалу, говорит руководитель Центра разрешения конфликтов Союза юристов Лилия Власова, многие спорящие и слышать не желали о примирении. Привычнее было иметь на руках судебное решение и полагаться на судебного исполнителя. Чем шире эксперимент распространялся и чем больше узнавали о нем участники конфликтов, тем охотнее договаривались. Всем предлагалось заполнить анкеты и оценить процедуру. Итоги: 95 процентов опрошенных ею удовлетворены и в будущем, если возникнет повод, намерены вновь к ней прибегнуть.


Каковы последствия? К первому чтению в Парламент представлен проект закона «О медиации». Это значит, что рано или поздно детали процедуры будут регламентированы, она станет привычной и повсеместной. Но лучше раньше! Участники обсуждения заметили, что белорусские юристы, среди первых на постсоветском пространстве освоившие новую практику, потом инициативу упустили. Наши медиаторы, к примеру, на учебу ездили в Киев и Москву. В Казахстане аналогичный закон уже принят и даже действует госпрограмма поддержки медиации на 5 лет. Впрочем, Виктор Каменков подчеркнул: теория теорией, но за практическим опытом коллеги чаще едут все же к нам. В Беларуси медиация реально работает: мы успешно учимся договариваться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter