Вот, блин, дают!

Ну вот и дождались: зима — за порог, весна — в дом! Здорово!
Ну вот и дождались: зима — за порог, весна — в дом! Здорово! А то уж намерзлись, хоть поначалу и сетовали на отсутствие настоящих холодов. Главное же — по солнышку соскучились. Круглому, теплому, славному — похожему на горячие масленичные блины. Вообще–то все нам не так. Сначала таем от счастья, ловя на ладонь первые снежинки, потом целую неделю радуемся прощанию с ними — масленицу гуляем: с песнями, шумными играми, обильными угощениями. Тем самым снова проявляя вполне определенную непоследовательность. Ведь масленичная неделя в этом году — с 7 по 13 марта, имеет еще одно название — сырная седмица, сразу после которой (14 марта) у православных верующих наступает Великий пост. Таким образом, сырная седмица — последний подготовительный этап на пути к важнейшему для христиан событию. О духовном содержании масленичной недели рассказывает протоиерей Виктор Беляков.

— Действительно, сырная седмица — последняя подготовительная неделя христиан к Великому посту. В эти дни уже запрещается вкушение мяса. В православных церквах в среду и пятницу совершаются почти великопостные богослужения с молитвой преподобного Ефрема Сирина, которая читается на протяжении всего Великого поста. То есть эти два дня отчасти как пост. Таким образом православный христианин настраивается на постный лад. Церковь называет это светлым преддверием поста.

— Однако масленичная неделя в сознании многих в первую очередь ассоциируется с бурными зимними гуляньями.

— Безудержное масленичное веселье — как говорится, из другой оперы. Такая беда началась не вчера, даже не одну сотню лет назад. Знаете, всяк крестится, но не всяк молится. «Сырная седмица — есть преддверие начала поста. А потому истинным чадам церкви следует поступать во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной матери–церкви?» — со скорбью говорил 200 лет назад святой Тихон Задонский. А происходит так, наверное, и не 200 лет, больше.

Конечно, мы не затворяемся в своих кельях, не посыпаем голову пеплом в эти дни. Мы, может быть, последние свои визиты сделаем — в гости сходим: ведь в среду и пятницу отменяется пост на молочную пищу, сырную, яйца.

— Сырная, масленичная — последняя из трех предвеликопостных подготовительных седмиц. Каковы особенности каждой из них?

— Как хороший военачальник перед битвой собирает своих солдат и рассказывает о былых сражениях, чтобы воодушевить, так и матерь–церковь заранее готовит своих чад к встрече поста. Она пытается их учить.

Первая подготовительная неделя — седмица мытаря и фарисея. Читается Евангелие — как молились мытарь и фарисей в церкви. В нем говорится: смотрите, мытарь — человек грешный, которому стыдно перед Богом даже глаза поднять, выходит из церкви более оправданный, чем фарисей. Святой Иоанн Златоуст предлагает золотую середину: не быть грешником, не поступать, как мытарь, в жизни вести себя прилично, но и стараться выполнять Закон Божий.

— То есть крайности не одобряются?

— Крайности в чистом виде не одобряются. Предлагается брать лучшее с каждой стороны: у мытаря — покаяние, смирение, у фарисея — ревностность в соблюдении Закона Божьего.

— Какую же черту фарисея следует отмести?

— Гордость. И осуждение. Мытарь же — сборщик налогов, грешник. Он жил с податей людей и мог брать с них лишнее. Но когда вошел в церковь, стал в уголке, бил себя в грудь и каялся. Потому Христос говорит: «Смотри, этот ушел более оправданным».

Вторая неделя — о блудном сыне. Рассказывается притча о том, как младший сын, опять же по гордости своей, сказал отцу: «Отдай мне часть имения, хочу жить сам». Добрый отец отдал ему его часть. Тот ушел подальше от родителей и прокутил все свое имущество. Стал нуждаться, голодать. Нанялся на работу, но там ему ломаного гроша не платили, даже не давали пищу, предназначенную для свиней, которых он пас. Одумался блудный сын: «У отца моего много работников, и все они с избытком едят хлеб. Пойду к отцу, попрошу: «Не достоин я называться сыном. Прими меня в число работников». Отцу радостно было видеть сына, он выбежал ему навстречу, вернул прежнее достоинство, взял под свое крыло. Так и церковь: как бы человек ни был грешен, в состоянии какого бы падения ни находился, Бог всегда с радостью ждет его возвращения и выходит навстречу, протягивая руку помощи. Это очень важно. Человеком не должно овладевать отчаяние, он не должен думать: зачем мне молиться, зачем поститься, все равно я никому не нужен, так как уже по уши влез. Церковь говорит: «Богу ты нужен».

Третья, сырная, неделя предваряется чтением Евангелия о Страшном Суде. Мы слушаем о том, что предстоит каждому, когда придет последний день жизни человечества. Бог разделит одних налево, других направо и будет судить: ты мог сделать и не сделал доброе дело окружающим. Тут уж примерному христианину не до разгула и веселья.

— Есть ли ограничения в пище в первую и вторую седмицы?

— Как раз в эти недели ограничений нет. Наоборот, в седмицу мытаря и фарисея, обличая фарисейство и подчеркивая, что пост — не цель, а средство, церковь отменяет его даже в среду и пятницу. Во вторую неделю соблюдается обычный пост. В третью — нет поста на молочные продукты, но уже не употребляется мясо.

Бог дал человеку свободу. Человек волен выбирать сам. Мы стараемся, чтобы наши прихожане придерживались золотой середины.


Блины на дрожжах

5 стаканов муки, 5 стаканов молока, 3 — 4 яйца, 2 столовые ложки сахара, 1 чайная ложка соли, 50 г дрожжей, 200 г сливочного масла.

В двух стаканах теплого молока развести все дрожжи и добавить три стакана муки. Хорошо перемешанное тесто покрыть салфеткой и поставить в теплое место на 30 — 40 минут до увеличения в объеме в два раза. В готовую опару положить сахар, соль, растертые яичные желтки, растопленное масло. Все перемешать и всыпать остальную муку, затем вымесить до эластичного состояния и развести постепенно теплым молоком. Вторично поставить тесто в теплое место для подъема и увеличения в два раза. Поднявшееся тесто примять ложкой и дать ему еще раз подняться. После этого в тесто положить взбитые в крепкую пену белки и оставить на 15 — 20 минут, чтобы оно поднялось. Как только поднимется, приступать к выпечке блинов.


Блины сметанные

2 стакана сметаны, 3 стакана пшеничной муки, 5 яичных белков, 50 г сливочного масла, 1 стакан воды, 30 г дрожжей, 1 стакан гречневой муки, 1 столовая ложка сахара, 1 стакан молока, соль.

Вылить в кастрюлю один стакан теплой воды, размешать в ней дрожжи, добавить всю гречневую муку, перемешать и поставить опару в теплое место. Пока опара подходит, выложить в кастрюлю сметану, всыпать всю пшеничную муку и замесить негустое тесто. Охлажденные яичные белки взбить, добавить их и размягченное сливочное масло в тесто из пшеничной муки и перемешать. Когда опара подойдет, выложить ее в кастрюлю с тестом из пшеничной муки, добавить стакан теплого молока с растворенными в нем солью, сахаром и тесто хорошо взбить. Выпекать блины обычным способом.

Вот такие пироги! Блины то есть.


К теще на блины

В народной традиции каждый масленичный день имеет свое название и характер. Итак.

Понедельник — «встреча», то есть встречаем масленицу.

Вторник — «заигрыш», действо раскручивается, набирает разгон.

Среда — «лакомка». Вот он, великий момент, воспетый на все лады, — знаменитый визит зятя к теще на блины.

Четверг — «разгул». Разгул он и есть разгул — добавить нечего. С четверга всякая работа отставляется в сторону — начинается «широкая масленица».

ПЯТНИЦА — «тещины вечерни». Это значит — теща в гости к зятьку. Правда, ей, бедной, самой надо побеспокоиться, чтобы прием состоялся на должном уровне: заранее мучицы, маслица прислать, даже сковородку для блинов. Но зато потом любимая дочка и драгоценный зять должны благодарно выслушать все советы и наставления старшего поколения. Дорогие блины получаются для некоторых молодых.

Суббота — «золовкины посиделки». Здесь, собственно говоря, тоже все ясно. Требовалось пригласить в гости золовку — сестру мужа.

Воскресенье – «прощеное воскресенье» завершало седмицу. Пожалуй, только этот день может по–настоящему претендовать на гармоничное соединение духовной составляющей и содержания, продиктованного простой, но вечной народной мудростью. У верующих после вечерни совершается чин прощения и заговенье на Великий пост. Те же, кто по определению отца Виктора относится к категории «всяк крестится, но не всяк молится», обычно тоже обращаются к близким с короткой фразой: «Прости, если обидел». Что ж, и это не так уж мало.

Кстати, о блинах. Хоть и говорят, подчеркивая сложность какой–либо работы, — «это тебе не блины печь», печь блины — как раз таки дело далеко не простое, что могут подтвердить многие хозяйки. Да и рецептов приготовления на первый взгляд немудреного блюда — не один десяток. На масленицу блины обязательно включаются в так называемый сырный стол.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter