Востребованность на грани возможностей

Количество  обращений субъектов  хозяйствования и государственных органов в хозяйственные суды Беларуси за защитой нарушенных прав и законных интересов за минувший год увеличилось почти на треть

Количество  обращений субъектов  хозяйствования и государственных органов в хозяйственные суды Беларуси за защитой нарушенных прав и законных интересов за минувший год увеличилось почти на треть 

Совладать  с  валом 

— Я хотел бы подчеркнуть некоторые особенности минувшего года и обозначить задачи, стоящие перед хозяйственным правосудием в нынешнем году, — сказал, открывая пленум Высшего Хозяйственного Суда, председатель ВХС Виктор Каменков. 

И первое, что отметил Виктор Сергеевич, это количество  обращений субъектов хозяйствования и государственных органов за защитой нарушенных  прав и законных интересов в хозяйственные суды нашей страны в минувшем  году: по сравнению с 2006 годом оно возросло на 30 процентов. Этот показатель составил 66 458 обращений. В хозяйственные суды за год поступило 2075 заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве), что на 16 процентов больше, чем год назад. А вот количество дел данной категории, производство по которым завершено, возросло более чем наполовину. Если до этого наблюдалось некоторое сокращение обращений налоговых органов в хозяйственные суды, то в минувшем году они увеличились почти в три раза. Перечень такого рода примеров можно продолжить. 

— Пока, — констатировал Виктор Каменков, — мы справляемся с валом обращений в хозяйственные суды, но уже  находимся на грани своих возможностей. Среднемесячная нагрузка на судью хозяйственного суда области и города Минска по поступившим процессуальным документам составляет 64 дела (материала). А по Хозяйственному суду Минской области эта цифра достигла 80. Мы, конечно, будем обращаться к главе государства с просьбой об увеличении численности судей и секретарей. Ведь сложилась уникальная ситуация, когда многие судьи хозяйственных судов в отличие от  коллег из общих судов не имеют своего секретаря. А в  США, например, на одного судью работают  три специалиста. Нам надо определиться с оптимальным вариантом. 

— Считаю,— продолжил председатель ВХС, — надо подумать и о другом — об альтернативных методах разрешения хозяйственных споров. Это может быть посредничество, третейские суды, контроль за деятельностью которых будет оставаться за нами. Что поспособствует существенному снижению нагрузки на судей, улучшению качества отправления хозяйственного правосудия. Способы и средства решения задач, стоящих перед хозяйственными судами, могут быть самые различные… 

На путях и методах решения этих задач и сосредоточили свое внимание в докладах заместители председателя ВХС, судьи хозяйственных судов, выступившие в прениях, а также Генеральный прокурор Петр Миклашевич (на днях он назначен председателем Конституционного суда). 

Последний, в частности, отметил, что в минувшем году хозяйственные суды рассмотрели по искам и заявлениям прокуроров 1899 дел (в 2006 году — 1803). Это в основном были дела по спорам, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами хозяйствования различных гражданско-правовых договоров. Обращения прокуроров практически всегда являются обоснованными. Исковые требования удовлетворены хозяйственными судами полностью либо в части в 97 процентах случаев (с учетом дел, производство по которым прекращено в связи с отказом истца от иска либо заключением мирового соглашения). 

Петр Миклашевич предложил ВХС совместно с Генеральной прокуратурой, другими заинтересованными инстанциями сообща выработать общие подходы по применению проблемных статей Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях, вступивших в силу с 1 марта 2007 года. Петр Петрович высказал также ряд предложений и критических замечаний по работе судебных исполнителей, антикризисных управляющих. 

Не  тратиться  на  «пустышки» 

Об острой нехватке грамотных антикризисных управляющих повел речь в своем выступлении и заместитель Хозяйственного суда г. Минска Виктор Курило. По его подсчетам, в Хозяйственном суде столицы может резко увеличится количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве). А на всю Беларусь в настоящее время имеется только полтораста антикризисных управляющих. По большинству дел такого рода, которые рассматривает столичный Хозяйственный суд, фигурируют отсутствующие ликвидируемые должники. 

— Стоит задача, — размышлял Виктор Александрович, — исключить таких должников, которых мы называем «пустышками», из регистра хозяйствующих субъектов. Мы платим зарплату в размере 15 базовых величин антикризисному управляющему. В итоге за год по региону такая зарплата вырастает в сумму свыше 25 миллиардов рублей. Надо ли нести такие затраты? Тем более что некоторые учредители могут сознательно доводить свои предприятия до банкротства и избегать ответственности. Например, предприимчивый учредитель с такой целью учреждает несколько предприятий и переводит туда активы. Думается, что в таких случаях, если кто-то доводит предприятия до банкротства пару раз, следует в законодательном порядке предусмотреть ограничение его права заниматься предпринимательской деятельностью на 5—10 лет. 

 Первый заместитель председателя ВХС Евгений Смирнов отметил, что за десятилетие своей деятельности Служба судебных исполнителей хозяйственных судов добилась самого высокого в своей истории результата (исполнено 139 080 исполнительных производств на 923,4 миллиона долларов). В 2007 году взыскано 165,3 миллиона долларов. 

— В то же время в течение вот уже четырех лет, — отметил Евгений Александрович, — мы не можем взыскать 100 миллионов долларов с сельскохозяйственных предприятий, в отношении которых насчитывается пять тысяч исполнительных производств. Еще 80 миллиардов рублей составляют невыплаты в Фонд социальной защиты населения. Мы можем взыскать задолженность, но попросту положим предприятия. Поэтому договариваемся о длительной рассрочке платежей, предпринимаем другие менее болезненные для предприятий меры. 

— Все заинтересованные лица, — продолжил Е. Смирнов, — прекрасно знают, что если торги вначале не состоятся и будут назначены повторно, то стоимость продаваемого объекта недвижимости  может быть снижена на 20 процентов. Вот некоторые и стремятся использовать это с выгодой для себя. Естественно, наша задача — не допускать злоупотреблений такого рода. 

Проблемы,  требующие   решения 

Те, кто выступал с трибуны пленума Высшего Хозяйственного Суда, назвали и другие проблемы, требующие неотложного решения. 

Хозяйственным судам необходимо совместно с общими судами вырабатывать и совершенствовать единую практику рассмотрения административных дел. Вместе с представителями заинтересованных инстанций  суды уже  создали рабочую группу, которая  занимается проблемами применения новых КоАП и ПИКоАП. Высший Хозяйственный Суд намерен внести свою лепту в подготовку проектов нормативных актов, затрагивающих различные вопросы оценки и регистрации недвижимого имущества, проведения торгов и т.п. 

Заместитель председателя ВХС Алексей Егоров обратил внимание участников пленума на то, что судебные акты, выносимые по достаточно сложной категории дел, связанной с недвижимостью, земельными вопросами, обжалуются и доходят по инстанциям вплоть до президиума ВХС. В том числе и потому, убежден Алексей Петрович, что хозяйственные суды недостаточно внимания уделяют сбору и исследованию доказательств. Порой судья, рассматривающий такое дело, не представляет, с каким объектом, образно говоря, сараем или дворцом он имеет дело. Чтобы этого не случалось, надо практиковать выезды состава суда на место. 

В последнее время наметилась тенденция пренебрежительного отношения некоторых инстанций к запросам судов. 

— Считаю, — высказал свою позицию  А. Егоров, — что мы должны давать жесткую оценку фактам такого рода и тем самым воспитывать уважение к суду и закону. 

Сохраняется тенденция к увеличению количества рассмотренных дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров подряда. В 2006 году их рассмотрено 2136, а в минувшем — уже 3039. Большинство таких дел требуют проведения  экспертиз.  Сил и возможностей экспертов не хватает, чтобы справиться с этими судебными «заказами». В последнее время предпринят ряд мер с целью разрешения этой острой проблемы. Есть надежда, что они дадут желаемый результат. 

— В целом за минувший год, — резюмировал в заключительном слове Виктор Каменков, — мы добились в своей работе хороших показателей. Но этот фактор не должен никого расслаблять. Вместе с решением других задач нам следует серьезно повысить ответственность за качество судебных постановлений. Оценка работы будет впредь производиться прежде всего по этому показателю. Еще одно требование — проведение выездных судебных заседаний и приема посетителей на местах. Причем приема не формального, а самого что ни на есть заинтересованного. Накануне посевной надо обязательно выехать на места. Не только сэкономить тем самым время работникам села, но и глубоко изучить то, что их волнует и тревожит. 

Именно в таком подходе, подумалось мне, и находится ключ к решению многих  проблем, о которых говорилось на пленуме Высшего Хозяйственного Суда. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter