Филиппины и Гондурас: найди десять отличий

Восток — дело тонкое

Филиппины, хочу вам напомнить, не всегда назывались Филиппинами. Сначала, есть такое мнение, про них говорили: Махарлика. Местные говорили. Затем Магеллан сказал, что это Сан‑Ласаро. Но как‑то не сложилось со святым Лазарем, и острова долгое время называли просто Западные. И лишь когда один испанский мореплаватель догадался поименовать их в честь будущего короля Филиппа II, название понравилось. И прижилось: Филиппины.

Фото tpg.ua

Недавно президент страны Родриго Дутерте предложил сменить название. На Махарлика. Во‑первых, «это избавит страну от колониального прошлого». Чем, очевидно, добавит ей индустриального будущего. Логика есть. 

Затем, «махарлика» — малайское слово. Означает «нобилити, благородство». Еще бывший президент Филиппин Фердинанд Маркос хотел всю нацию переназвать махарлика. Потому что филиппинец, как ни крути, на круизных лайнерах и вообще в Северной Америке звучит не слишком возвышенно. Так он, видимо, рассуждал. Но до конца не довел. 

Теперь за дело взялся Дутерте. Он вообще президент активный, много разных слов знает и умеет их весьма разнообразно применять. Но раньше все это было в основном в адрес других президентов, а теперь очередь дошла и до родных островов. Однако президенту страны немедленно возразил глава сената страны: мол, зачем это? Придется ведь переписывать Конституцию. И вообще «потребуется слишком много изменений».  

«Когда‑нибудь давайте сделаем это», — примирительно ответил Дутерте. Надо отдать политику должное: он уже давно настаивает на переходе от унитарного государства к федеративному устройству страны. Для этого тоже надо менять Конституцию и много чего переписывать. Но делать это лучше всего через отказ от колониального прошлого и стремительный переход от него к «благородству». То есть — через смену названия Филиппин на Махарлику. А там уже и про федерацию напишем, и про все остальное. Все равно ведь придется «много чего менять». 

После этого оппоненты Родриго Дутерте могут сколько угодно приводить экономические, административные и управленческие доводы. Государственного, как им будет казаться, уровня. Они автоматически станут апологетами «колониального прошлого», очевидно не давшего Филиппинам ничего хорошего. Мало того — ретроградами, отказывающими своему народу (народам) в его законном стремлении к благородству. И даже в названии. Вот от этого пусть и отмываются. Если смогут.

А мир пусть пока привыкает: Махарлика. Когда‑нибудь да привыкнет. Правильно говорил товарищ Сухов: «Восток — дело тонкое».

Николай СЕДОЙ. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter