Наша страна готовится к тендеру по строительству в Туркменистане рекордного в своей истории моста по протяженности.
В конце января в Молодечно дорожная отрасль подвела итоги минувшего года. Как отметил в своем докладе замминистра транспорта и коммуникаций, глава департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин, несмотря на определенные трудности, прежде всего с финансированием, основные параметры прогноза социально-экономического развития дорожного хозяйства в 2011 году были выполнены. Хотя в этот период перед ним стоял ряд архисложных задач. Масштабные объемы работ предстоит провести и в текущем году. О плановых заданиях отрасли Лытин и поделился с журналистами.
— Основные мощности предприятий департамента будут задействованы на реконструкции двух республиканских магистралей до уровня 1-й категории: М-4 (Минск—Могилев) и М-5 (Минск—Гомель), — рассказывает Анатолий Михайлович. — Есть, правда, некоторые проблемы, обусловленные поставками металла на модернизацию моста через Березину на первом из этих объектов. Но задачи поставлены, и дорожники должны обеспечить их выполнение. Срок сдачи М-4 в эксплуатацию — вторая половина 2012 года, если не будет перебоев с финансированием. Сейчас обеспечение этого проекта пока составляет пятую часть от потребности — 400 миллиардов рублей от 2 триллионов. Но, надеюсь, после соответствующих поручений главы государства и правительства данный вопрос будет разрешен.
На М-5 всего необходимо реконструировать 215 километров, возвести 55 мостов и путепроводов. Прошлой осенью за счет привлечения заемных средств Всемирного банка были начаты работы на участке Пуховичи—Бобруйск. В нынешнем апреле благодаря кредиту китайского «Эксимбанка» планируется начать модернизацию участка Жлобин—Гомель. Кроме того, до конца года намечено освоение средств этого же банка, выделенных по другому соглашению, на участке Бобруйск—Жлобин. Во второй половине 2013 года реконструкция М-5 должна быть завершена. Технологии и качество материалов, которыми сегодня располагает дорожная отрасль, позволяют проводить ее на самом современном уровне. Так, Мозырский нефтеперерабатывающий завод, в принципе, уже готов выпускать битум, который по своим параметрам приближается к европейским стандартам. Однако их еще нужно «увязать» с нашими климатическими условиями. Главная же проблема дорожников на сегодняшний день со щебнем, а именно с его чистотой, фракционностью и т.д. Иначе доведение этого материала до необходимых параметров потребует больших затрат, которые лягут дополнительным бременем на бюджет.
В текущем году продолжится работа по подготовке и актуализации межгосударственных стандартов Таможенного союза в целях гармонизации с европейскими нормами проектирования и строительства дорог и искусственных сооружений на них.
Отмечу также, что по результатам моей недавней поездки в Туркменистан в составе правительственной делегации Беларуси была достигнута принципиальная договоренность с руководством дорожного хозяйства этого государства. Будем готовить свои предложения и участвовать в тендере по строительству моста через Амударью протяженностью 2 километра 340 метров. Подобной длины искусственные сооружения наши мостостроители еще не возводили, хотя их технологический и технический потенциал позволяет вести работы и на более сложных объектах. Но Восток, как известно, дело тонкое. С учетом местной геологии и своенравности Амударьи этот проект предполагает возведение под опоры моста весьма массивных фундаментов. Возможное участие в его реализации потребует от нас предельной концентрации сил — от детальной проработки всех вопросов до создания рабочего коллектива, подбора и доставки специальной техники.