Саммит ШОС показал: Беларусь — в тренде

Восточный вектор

Прошедший в китайском Циндао саммит Шанхайской организации сотрудничества стал событием планетарного масштаба. Этот факт особенно ярко был заметен на фоне состоявшейся днем ранее канадской встречи “большой семерки” — G7. По сути дела, мир наблюдал разные перспективы развития международного сообщества, а также конкуренцию различных типов интеграции.

Фото БЕЛТА

“Саммит ШОС продемонстрировал единство в отличие от встречи западных лидеров G7 в Канаде, проходившей в непростой, почти враждебной атмосфере”, — заметила британская The Times. Китайское информагентство “Цзиньжи тоутяо”, отметив успех встречи в Циндао, заключало: “Проходящий по ту сторону Тихого океана саммит G7 больше похож на железнодорожную катастрофу”. Любопытно, что как только США поняли намерение лидеров шести стран отстаивать свои позиции до конца, президент Трамп покинул саммит раньше срока — и отправился на Восток. Правда, не на саммит ШОС, а на встречу с председателем КНДР Ким Чен Ыном, ставшую еще одним громким событием нынешней недели.

Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2001 году в составе шести стран-членов: Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В прошлом году ее состав расширился до восьми стран: в ШОС приняли Индию и Пакистан. Еще четыре страны — Беларусь, Афганистан, Иран и Монголия — участвуют в ее работе в статусе наблюдателей. Есть у ШОС и шесть партнеров по диалогу, включая члена НАТО Турцию. Все государства (большие и маленькие, сильные и слабые) влияют друг на друга и потому должны совещаться. По сути, ШОС — наиболее удачное на сегодня воплощение идеи глобального добрососедства.

ШОС занимается проблемами безопасности, экономики, гуманитарного обмена и сотрудничества. Благодаря принятию в свой состав новых членов — Индии и Пакистана — ШОС перестала сосредотачиваться на Восточной Азии и расширилась до Южной, став региональной организацией безопасности с самым большим общим населением в Евразии.

В связи с этим и роль нашей страны, имеющей в ШОС статус наблюдателя и также немало делающей для региональной безопасности, приобретает особое значение. На этом особо акцентировал внимание Президент во время переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином на полях саммита в Циндао:

— Убежден, что с сильным Китаем будет сильной и Беларусь, которая является вашим верным союзником... ШОС — это детище Китая. Международный авторитет, который обрела организация, — свидетельство усиления роли вашей страны в мире. Мы как ваши искренние друзья всячески будем поддерживать эту организацию и все тенденции, которые будут происходить в ней.

Ответ руководителя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина дорогого стоит:

— Мы готовы соединить наше развитие с развитием Беларуси. Мы все время сверяем часы по вопросам развития отношений, тематике, представляющей взаимный интерес, постоянно придаем новый импульс развитию двусторонних отношений. Я готов и в дальнейшем поддерживать такие тесные контакты.

Чем полезна Шанхайская организация сотрудничества для нашей страны — перечислять можно долго. А чем наша страна полезна для нее? Александр Лукашенко 10 июня на заседании Совета глав государств ШОС предложил задействовать очевидные наши возможности и достижения:

— Беларусь — страна с традиционно сильным и эффективным аграрным сектором, высокотехнологичными производством и сельскохозяйственным машиностроением. Предлагаем задействовать возможности нашего государства по поставкам продукции всех этих отраслей для укрепления продовольственной безопасности ШОС.

Еще одно предложение руководителя нашей страны, озвученное в Циндао, — обратить цифровизацию на службу безопасности стран-членов:

— Предлагаю всем нам совместно подумать над созданием общей электронной платформы, скажем, “ИT-экосистемы ШОС”, которая объединит в себе возможности электронных СМИ, социальных сетей, электронной торговли и многого другого. Это позволит усилить кооперацию, повысить конкурентоспособность национальных экономик в условиях глобального мира. А также поможет нам обеспечить безопасность наших стран.

Интересный факт. Ранее на “большую семерку” приходилось 70 процентов мирового ВВП. Но в результате активизации Китая, Индии и других быстроразвивающихся стран эта доля ныне снизилась до 43 процентов. И тенденция эта в свете внутренних разногласий и торговых войн продолжается. А вот ВВП стран ШОС уже превышает 20 процентов от глобального. И с учетом нового духа сотрудничества здесь — тренд на повышение. 

Александр Лукашенко на полях саммита также встретился с лидерами Монголии и Ирана.

Новый центр мирового развития

Прошедший в Циндао саммит ШОС комментирует для читателей “НГ” председатель правления Центра изучения внешней политики и безопасности Андрей Русакович.

— Андрей Владимирович, вы разделяете взятое в эти дни на вооружение многими мировыми аналитиками противопоставление саммитов G7 и ШОС?

— “Большая семерка” — это крупные экономики и политические гиганты. Последние пятьдесят лет именно они определяли путь мирового развития. И этот компонент у них отнять сложно. Другое дело, что у них выявились противоречия, которые, впрочем, в той или иной мере проявлялись всегда. В том числе в виде торговых войн. Что же касается формата ШОС, мы видим новый центр мирового развития, который предлагает по ряду направлений альтернативу западному либеральному пути. И эта альтернатива приобретает все более заметное организационное очертание.

— Одним из наиболее острых моментов на саммите “большой семерки” стал вопрос единого рынка. Вопрос этот близкий и нам: формируется пространство ЕАЭС, есть противоречия и трения...

— Происходит сопряжение рынков, экономик, стратегий развития региональных организаций. И все же я поставил бы вопрос шире: как бы региональные рынки ни оформлялись, существует рынок глобальный, международное разделение труда. И в этом процессе — а он весьма динамичный, изменения в нем происходят постоянно — и ШОС, и ЕАЭС, и ЕС находятся в процессе поиска своих ниш и своей роли. Скажем, у нашей страны налажено партнерство с Европейским союзом, с ЕАЭС — и с Китаем в рамках программы “Один пояс и один путь”.

— Почему к Беларуси растет интерес со стороны стран Шанхайской организации сотрудничества?

— Все страны, входящие в ШОС, имеют добрососедские отношения с нашей страной. А потому и сама эта организация заинтересована в Беларуси — с учетом нашей специализации в международном разделении труда (серьезности занятых нами ниш на продовольственном рынке, в машиностроении, рынке калийных удобрений и в иных сферах). Кроме того, наша страна находится на стыке интеграционных проектов ЕС и ЕАЭС. Поэтому и роль ее как логистического, транспортного, транзитного центра также весьма высока. Поэтому даже сомнений нет: Шанхайской организации сотрудничества наша страна весьма интересна.

Главные решения саммита ШОС

• Безвизовый режим между Беларусью и Китаем (заработает после ратификации, скорее всего, в октябре-ноябре 2018 года). Белорусы смогут находиться в Китае без визы до 30 дней в одной поездке, но не более 90 дней в году. Такое же правило будет действовать и для китайских граждан.

• Рамочное соглашение о льготном кредите КНР на 2,54 миллиарда юаней для реализации инвестпроекта в АПК. Кредит будет привлечен в 2019—2024 годах сроком на 15 лет.

• Межправительственное соглашение о технико-экономической помощи.

• Меморандум между Минэкономики Беларуси и Госагентством международного развития и сотрудничества КНР о сотрудничестве по развитию человеческого потенциала.

• Договоренность о порядке взаимодействия по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов — “дорожная карта” по заключению соглашения о взаимном признании этого статуса.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter