Минск — Баку: сумма контрактов — почти 90 миллионов долларов

Восточный вектор

На днях Премьер-министр Роман Головченко в интервью телеканалу «Беларусь 1» вернулся к своему недавнему визиту в Азербайджан, акцентировав внимание на том, что отечественные товары пользуются успехом на данном рынке. Мы решили более детально посмотреть на итоги визита белорусской делегации в эту страну. 

Ажиотажный спрос

— Находясь в командировках и регионах России, других странах ЕАЭС, каждый раз подмечаю, выхватываю белорусские фишки. На прошлой неделе вернулись из командировки из Азербайджана — в Баку есть сеть магазинов, которая торгует только белорусским продовольствием, причем всем (начиная от минеральной воды, заканчивая белорусским хамоном), — рассказал в эфире телепрограммы «Успеть до полуночи» руководитель Правительства. 

Он подчеркнул, что товары не залеживаются, а пользуются колоссальным спросом у населения этой страны:

— Разметают моментально, все ждут нового завоза. 

На сегодняшний день в Азербайджане создано пять собственных субъектов товаропроводящей сети и 45 дилеров, представляющих 50 белорусских предприятий. 

Справедливости ради нужно сказать и о том, что в Минске также можно купить продукцию азербайджанского производства: с 2017 года в столице открыт Торговый дом Азербайджана, которому по решению Президента Республики Беларусь представлен льготный режим по поставке продовольственной группы товаров на белорусский рынок. 

Вкусно и полезно

Однако же вернемся к привлекательности отечественных товаров на рынке Азербай­джана. 


Стоит сказать, что спросом пользуются не только вкусные, качественные и натуральные продукты питания, которыми всегда славились наши производители. Машиностроение, деревообработка, стекольная промышленность и другие сферы традиционно популярны и востребованы на рынке Азербайджана. Подтверждением тому стал и интерес со стороны жителей этого региона и производителей из других стран к национальному стенду Беларуси, который был представлен в Баку на 27-й международной выставке Inter Food Azerbaijan и 15-й международной выставке Caspian Agro.

К слову, во время второго дня выставки BakuExpoCenter стенд Made in Belarus посетил и Премьер-министр Роман Головченко. 

Традиционные белорусские бренды «Малочны гасцінец», «Бабушкина крынка», «Молочный мир», «Минск-Кристалл», «Красный пищевик», «Коммунарка», «Спартак», стеклозавод «Неман», «Гомсельмаш» и другие вызвали неподдельный интерес участников выставки. Внимание привлекли и предложения от отечественной сельскохозяйственной науки, разработки ГКНТ, Национальной академии наук и др. 


Традиционные белорусские бренды вызвали неподдельный интерес участников выставки.

Как рассказал корреспонденту «Р» председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов, в рамках трех дней работы выставки и с учетом заключенных договоров с Гянджинским автомобильным заводом подписано контрактов без малого на 90 миллионов долларов. 

В частности, 27 документов на общую сумму 89,1 миллиона долларов. 

Рекордсменами по числу и сумме заключенных контрактов стали отрасли машиностроения и деревообработки.

Так, ОАО «Мостовдрев» согласно условиям контрактов поставит ЗАО «СОСНА» фанеру, плиты МДФ, ЛМДФ, ламинированное напольное покрытие, пиломатериалы на сумму свыше 40 миллионов долларов.

Важный сегмент 

Во время визита заключен контракт на поставку 950 тракторов в несобранном виде на сумму 15,5 миллиона долларов между белорусским МТЗ и Гянджинским автомобильным заводом. 

Сотрудничество МТЗ с ГАЗом имеет давнюю историю.
Фото  БЕЛТА

Стоит сказать, что сотрудничество МТЗ с ГАЗом имеет давнюю историю: с 2007-го на конвейерах в Гяндже собрано более 12 тысяч белорусских тракторов. Любопытно, что рынок сельхозтехники в Азербайджане на 80 процентов занимают наши сельхозмашины: в свое время они стали лидерами в своем сегменте по причине оптимального соответствия по параметрам цена — качество производимой у нас продукции. Плюс строгое исполнение обязательств в части сроков заказов, что до сих пор позволяет удерживать лидерство в этой нише нашим машиностроителям. 

По словам гендиректора МТЗ Виталия Вовка, линейка тракторов (как и их количество) будет расширяться: рынок нуждается в обновлении техники, как ни крути. 

Также возобновляется сотрудничество ОАО «Гомсельмаш» — управляющей компании холдинга «Гомсельмаш» с Гянджинским автозаводом, о чем свидетельствует подписанный меморандум о намерениях. 

Первый заместитель директора по реализации и развитию — директор центра продаж и сервиса ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Афанасьев пояснил, что в 2022-м предприятие по просьбе азербайджанской стороны трудится над доработкой нового комбайна второго класса:

 — До конца года проведем его испытания в Беларуси и со следующего планируем начать поставку в Республику Азербайджан. Рассчитываем, что рынок нашей техники здесь составит до 50 единиц в год. 

В копилку контрактов на поставку сельхозтехники в эту страну отправился и договор, подписанный дистанционно, между ОАО «Управляющая компания холдинга «Бобруйск­агромаш» и LLC AZER N AGRO. 

КОМПЕТЕНТНОЕ  МНЕНИЕ

«Время возможностей упускать нельзя»

Татьяна РУНЕЦ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам: 

— Санкционное давление на экономику нашей страны со стороны коллективного Запада на практике показало: кто хочет переориентироваться, обязательно это сделает. Не зря Президент нашей страны не единожды акцентировал внимание на том, что нынешняя ситуация открывает новые возможности для белорусских производителей: как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сейчас рынки, казавшиеся непривлекательными с точки зрения логистики и организации поставок, вошли в фокус пристального внимания белорусской экономики. Активно осваиваются рынки дальней дуги. 

Примечательно и то, что Азиатский регион (неновый, собственно, для нас рынок, но достаточно емкий) становится все более премиальным. Понятно, что доля продукции, ранее реализуемая на Западе, сейчас нуждается в новом потребителе. В Азербайджане знают белорусское качество, доверяют нашим брендам, а бизнес страны настроен на взаимодействие с нашими предприятиями. Почему бы не воспользоваться ситуацией и не продвигать более активно нашу продукцию в восточном направлении? Убеждена, что время возможностей упускать нельзя. 

В этой связи весьма знаковым является недавний визит Премьер-министра Беларуси Романа Головченко в Азербайджан, проведение переговоров с азербай­джанским коллегой Али Асадовым и внимание к международным выставкам Interfood и CaspianAgro, на которых в рамках национального стенда была широко представлена продукция белорусских предприятий: от машиностроения до продуктов питания. 

Кроме того, стоит вспомнить и недавний визит главы белорусского Правительства в Узбекистан, где также вопросу переориентации экспортных потоков с запада в восточном направлении было уделено самое пристальное внимание.

Хочу отметить, что такой подход должен стать примером для тех, кто еще не настолько разворотлив в вопросе диверсификации поставок в сторону Азии. Ведь это направление нужно рассматривать не только с точки зрения прямых поставок, но и как ворота на рынки третьих стран всего региона.

anufrieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter