Восточный агропроект

ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ между Германией и Беларусью есть и аграрная составляющая. Специальная программа фонда «Шормелер штифтунг» Немецкого крестьянского союза (DBV), которая при поддержке Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии организует и проводит повышение квалификации аграрных специалистов из Восточной Европы, — не только любопытный опыт сотрудничества. «Восточный проект» вовлек в свою орбиту ведущие вузы-партнеры из Украины, России и Беларуси. Не первый год в этом проекте участвует и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, студенты которой проходят летнюю практику в Германии.

Зачем в Горки зачастили немцы, а в Германию – студенты БГСХА?

ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ между Германией и Беларусью есть и аграрная составляющая. Специальная программа фонда «Шормелер штифтунг» Немецкого крестьянского союза (DBV), которая при поддержке Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии организует и проводит повышение квалификации аграрных специалистов из Восточной Европы, — не только любопытный опыт сотрудничества. «Восточный проект» вовлек в свою орбиту ведущие вузы-партнеры из Украины, России и Беларуси. Не первый год в этом проекте участвует и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, студенты которой проходят летнюю практику в Германии.

Недавно БГСХА посетили кураторы «Восточного проекта» Штефан Метцдорф и Джульетта Григорян, с которыми мне довелось пообщаться. 40-летний Штефан удивил не только прекрасным знанием русского языка, за что благодарен своему требовательному школьному учителю. Сегодня этот язык международного общения помогает ему чувствовать себя уверенно не только в студенческой среде. Метцдорф рассказал, как спустя несколько лет после распада СССР в Германию приехали первые стажеры из постсоветских республик. Вскоре к участникам «Восточного проекта» присоединилась и Беларусь.

— В первые годы мы принимали по 200—300 будущих специалистов сельского хозяйства из Восточной Европы, — поясняет Штефан Метцдорф. — А сейчас накопленный опыт позволяет ответственно заявлять: студенты, проходящие в Германии практику, — не чужие нам люди. Немецкий крестьянский союз, который имеет большое представительство местных фермеров, — организация частная. Но благодаря поддержке государства проект получил широкий размах. Мы концентрируемся на качестве образования. Ежегодно в нашей организации проходят стажировку 50 студентов из вузов Восточной Европы: около 20 — из Беларуси, примерно столько же — из Украины и 5—10 — из России.

Структура обучения только на первый взгляд может показаться простой. За 4 месяца, отведенных на стажировку, принимающая сторона проводит с будущими специалистами АПК сначала вводный двухнедельный семинар с практической и теоретической подготовкой, еще один день уходит на тренинг «Межкультурная коммуникация». После работы в конкретных фермерских хозяйствах, расположенных в Федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, практиканты пишут отчет с разработкой собственного проекта и получают специальный сертификат и грамоту от Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии. Этот сертификат — как гарантия немецкого качества — становится хорошим приложением к диплому белорусского вуза...

Молодых специалистов-аграриев из Восточной Европы обе стороны рассматривают как послов доброй воли. И такая «народная дипломатия», по глубокому убеждению Штефана Метцдорфа, помогает межнациональному общению, развитию двусторонних международных связей. В результате этой работы улучшаются возможности профессионального роста каждого, кто прошел стажировку, создаются реальные предпосылки для деловых контактов между ним и предприятием-работодателем. И здесь, надо сказать прямо, обе стороны имеют конкретный интерес. В последнее время в Беларуси появляется все больше совместных и иностранных предприятий в системе АПК, в том числе и с немецким капиталом.

Как известно, основу аграрного сектора в самой Германии составляют фермерские хозяйства, относительно небольшие по размерам, если сравнивать с белорусскими СПК, ОАО. Более 72 процентов немецких фермеров имеют в пользовании немногим более 50 гектаров сельхозугодий. Согласно результатам переписи, в 2010 году в Германии насчитывалось около 300700 сельхозпредприятий. За три предыдущих года их количество сократилось на 20900. И эта тенденция сохраняется. Идеалом же аграрной политики Германии являются конкурентоспособные сельское, лесное и рыбное хозяйства, осуществляющие свою производственную деятельность на основе принципа устойчивого развития. Собственно, под этой «декларацией» могут подписаться и белорусские аграрии.

Приведенные выше статистические данные наглядно свидетельствуют: даже в такой экономически развитой стране, как Германия, престиж труда агрария снижается. И уже сегодня наметилась кадровая проблема в этом секторе экономики, что также сближает наши страны. Четырех месяцев стажировки, конечно же, недостаточно, чтобы усвоить все тонкости фермерской работы, у которой, кстати, нет узкой специализации. Во время практики белорусским студентам приходится выполнять целый комплекс взаимосвязанных работ: ухаживать за телятами, доить коров, управлять техникой в поле, знакомиться с бухгалтерией... Немцы уже полюбили трудолюбивых «памяркоўных» белорусов и каждое лето с нетерпением ждут их.

Прослеживая дальнейшую судьбу стажеров, организаторы практики пришли к выводу: вернувшись на родину, ребята стали больше любить свою профессию, гордиться своим выбором. Принцип принимающей стороны — учить всему, что умеет фермер. А он, как сказали бы у нас, — специалист широкого профиля! Немецкий фермер, как правило, не пользуется наемной рабочей силой — ведет чисто семейный бизнес. Строгая, четко оптимизированная организация труда — то, на чем, собственно, держится фермерство в Германии, и что могут перенять АПК других стран. Многие немецкие фермерские хозяйства, к слову, имеют свои небольшие кафе, цеха переработки молока и мяса, где также работают наши студенты, приобретая еще и навыки ведения агроэкотуризма. Эта отрасль особенно актуальна в последнее время в Беларуси. Но еще большие перспективы у нее на день завтрашний!

Мне любопытно было узнать от Штефана об экономической стороне вопроса. Во время стажировки, оказывается, ребята живут в семьях фермеров, которые берут на себя все расходы (с учетом того, что студенты-практиканты сами зарабатывают). Кроме того, ежемесячно хозяин дает каждому на карманные расходы по 250 евро. Он же устраивает им путешествия и краткий отдых не только в Германии, но и в соседних странах Евросоюза. Интерес к стажировке среди студентов белорусских вузов большой. В БГСХА своеобразный конкурс составляет примерно 4 претендента на одно место!

...Во время последнего визита в Горки кураторы «Восточного проекта» Штефан Метцдорф и Джульетта Григорян посетили в БГСХА суперсовременную учебно-научно - производственную ферму. И считают, что на такой базе вполне могут стажироваться и немецкие студенты.

За годы, что существует проект, Штефан Метцдорф успел искренне полюбить Беларусь — край голубых озер и трогательных васильков. В старейшем аграрном вузе — БГСХА — он встретил новых друзей. Не скрывает восторга от нашего искреннего гостеприимства и национальной кухни. Считает, что так изысканно готовить и украшать блюда, как это делают в академическом кафе «Мечта», могут разве что в... дорогих французских ресторанах.

Однако, общаясь со Штефаном, мы невольно затронули деликатную тему взаимоотношений между Беларусью и Германией — с исторической точки зрения. Генетическая память человека — очень сильный аргумент! А ведь в Беларуси еще живы те, кто помнит зверства фашистов в годы Великой Отечественной войны.

— Лично для меня это — также страшная история, — Штефан Метцдорф с трудом подбирает нужные слова. — Не укладывается в голове,  за что молодые немецкие парни убивали целые народы?! Та война, по моему глубокому убеждению, стала концом цивилизации в Европе. Это была трагедия не только Советского Союза, но и других государств.

После войны, добавлю от себя, у нас было мало возможностей для общения. Да что там говорить про народы бывшего СССР... Если на политической карте Германии долгие годы существовали два государства с различными политическим укладом, идеологией. Но время лечит не только военные раны. За послевоенные десятилетия выросло уже не одно поколение, готовое к диалогу, сотрудничеству и дружбе. А еще — мосты доверия между народами и странами помогают строить такие вот совместные проекты, об одном из которых мне рассказали немецкие гости, побывавшие в БГСХА...

Людмила ГОНЧАРОВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter