В Большом готовят «Любовь и смерть», в музкомедии – «Клеопатру»

Восточные мотивы на минских подмостках

Наши театры готовят две азербайджанские балетные премьеры. Но если в первом случае — в Большом — в основе восточная легенда «Любовь и смерть» на музыку Полада Бюльбюль-оглы, поставленная белорусским балетмейстером Ольгой Костель, то в музкомедии вот-вот дадут «Клеопатру», которой занимался коллектив из дружественной нам страны во главе с Мединой Алиевой, долгие годы блиставшей на сцене Баку, а теперь снискавшей признание хореографа.



Азер и Байджан


Для Ольги Костель это первая большая работа в нашем театре. Молодой балетмейстер уже ставила балеты в одном действии, делала несколько концертов. И вот пришел ее час. После окончания танцевальной карьеры она отправилась учиться на Запад, с отличием окончила Высшую школу драматических искусств в Берлине. Логичным было бы ожидать от Костель современную хореографию. А здесь, по сути, классический советский балет. 

Его литературная основа «Книга моего деда Коркута» — созданный более 1300 лет назад выдающийся памятник средневекового героического эпоса огузов. Известный певец, композитор, актер, политический деятель, а теперь Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в России Полад Бюльбюль-оглы положил ее на музыку много лет назад. Первое сценическое воплощение балета случилось в Баку в 2005-м, позже его поставили в Екатеринбурге. Теперь вот — Минск.

Конечно, Ольга посмотрела обе постановки, так сказать, для информации. Но все сделала по-своему. Естественно, национальный колорит оставила, но преподносит его по-другому. Как на это отреагировал композитор? В театре не скрывают, что сперва он настороженно отнесся к молодой постановщице. Но после первой же встречи загорелся: ему понравились идеи Ольги, которая предложила этот материал представить в не совсем традиционной форме.



— Я достаточно долго вникала в материал. С удовольствием изучала персидскую поэзию и тюркские мифы — это целый пласт, который мне очень помог, вдохновил на раскрытие некоторых образов, — делится Ольга Костель. — Главное, я поняла, насколько мы все близки. Не важно, какая религия, культура — корни у всех похожи. Обращала внимание на вещи, которые нас объединяют, и выделяла их в спектакле. В человеке всегда есть две крайности — разрушение и созидание. Я и делала акцент на этих двух стихиях. И через национальные мотивы пыталась показать, как мы похожи. 

Если просто, то этот балет про любовь. Про Азера и Байджан. Молодой человек покорен красотой девушки, в знак любви дарит ей цветок, а в день свадьбы молодых разлучает война. Им суждено встретиться в плену, где одному из влюбленных придется пожертвовать собой.

Но это не будет балет в лучших восточных традициях: дворцы, золото и прочее. Действие происходит в VI веке, когда еще не закончилось Великое переселение народов и Кавказ не был таким, каким мы знаем его сейчас. Это был период язычества, поэтому именно это и будет отражено в костюмах Екатерины Булгаковой и сценографии Александра Костюченко. Действие спектакля, богатого батальными сценами, будет разворачиваться среди горного ландшафта и лесного массива. Да и сам спектакль не совсем классический. 

— Получился эклектичный балет, близкий к неоклассике, — интригует Ольга. 

Напомним, в репертуаре Большого уже есть один азербайджанский спектакль. «Семь красавиц» Кара Караева был поставлен в Минске в 2013 году. 

Клеопатра


В Белорусском государственном академическом музыкальном театре вот уже два года восточными мотивами радует «Тысяча и одна ночь». Ставила его народная артистка Азербайджана Медина Алиева. Хотя впервые она посетила нашу страну еще в 2010-м, когда в качестве хореографа работала над опереттой «Свадебный базар» («Аршин мал алан»). Тогда она была скорее заслуженной балериной и начинающим постановщиком. Сегодня у нее и громкое имя как балетмейстера.

О чем ее «Клеопатра»? В основу либретто положена история об одной из самых известных в истории роковых женщин. До сих пор история жизни, любви и трагической смерти царицы до конца не разгадана. Более двух тысяч лет образ Клеопатры окутан романтическим ореолом тайны. Действие балета происходит в Древнем Египте в 50-е годы до нашей эры. Царица Египта Клеопатра борется со своим братом Птолемеем XIII и сестрой Арсиноей за престол. Прибывший в страну за данью римский легион во главе с Юлием Цезарем помогает Клеопатре обрести власть и утвердится на троне. 

Балетмейстер-постановщик, рассказали в театре, посредством танца поведает о жизни египетской царицы, ее неудержимом стремлении к власти и любви. В своей работе Медина использует знания об истории, значении и специфике танца в Древнем Египте. Кроме того, в поисках особенностей хореографической лексики балета она обращается к скульптурному и живописному искусству этой страны.

Над этим балетом работает небольшая азербайджанская команда. Богатую историю, величие и красоту Египта воссоздаст в сценографии и костюмах художник-постановщик спектакля Инара Асланова. К слову, красочные декорации и великолепные костюмы балета «Тысяча и одна ночь» — ее рук дело.

КСТАТИ

Премьера балета Полада Бюльбюль-оглы «Любовь и смерть»    11 июня откроет «Балетное лето в Большом». 

14 июня зрители вновь смогут увидеть балет «Маленький принц» Евгения Глебова. Его премьера в Минске состоялась осенью прошлого года. Балет хореографа Александры Тихомировой — это философская притча по аллегорической сказке Антуана де Сент-Экзюпери, отвечающей на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы. 

15 июня в партии Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» Петра Чайковского выступит заслуженная артистка России ведущая балерина Михайловского театра Екатерина Борченко. Эта партия является одной из коронных ролей знаменитой петербургской танцовщицы.

16 июня зрителей ожидает вечер, состоящий из двух балетов культового хореографа современности Иржи Килиана и хореографической картины из балета «Баядерка» Людвига Минкуса. Премьера «Шесть танцев» Килиана на нашей сцене состоялась три года назад. В нынешнем театральном сезоне появилась постановка еще одного спектакля из серии «Черно-белые балеты» — «Маленькая смерть».

17 июня завершит «Балетное лето» гала-концерт звезд мирового балета, на который приглашены танцовщики из разных стран. Впервые выступят в Минске Ксения Овсяник-Конвалина и Джеймс Форбат — солисты Английского национального балета. Подтвердили свое участие также солисты Берлинского государственного балета Владислав Маринов, выпускник болгарской Высшей школы искусств и музыки, и Лучио Видал, окончивший театральную школу современного танца в Буэнос-Айресе.

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter