«Восточное партнерство» – шаг вперед, два шага назад

О «ВОСТОЧНОМ ПАРТНЕРСТВЕ» — проекте, вызвавшем поначалу столь большой резонанс в Евросоюзе и шести странах-участницах, а потом вдруг забуксовавшем, в последнее время вспоминают на различных уровнях все чаще. И вот — свежая новость из Братиславы, где на этой неделе проходил Всемирный форум по вопросам безопасности.

Евросоюз тормозит перспективные белорусские проекты и смешивает экономику с политикой.

О «ВОСТОЧНОМ ПАРТНЕРСТВЕ» — проекте, вызвавшем поначалу столь большой резонанс в Евросоюзе и шести странах-участницах, а потом вдруг забуксовавшем, в последнее время вспоминают на различных уровнях все чаще. И вот — свежая новость из Братиславы, где на этой неделе проходил Всемирный форум по вопросам безопасности.

Здесь выступил, как проинформировали «БН» в представительстве ЕС в Беларуси, Еврокомиссар Штефан Фюле и рассказал о грядущей реформе Европейской политики соседства и «Восточного партнерства». «ЕС не мог бы открыть переговоры по Соглашению об ассоциации со странами региона с такой скоростью и с таким высоким уровнем амбиций, если бы не стимул, предоставленный «Восточным партнерством», — в частности сказал Комиссар. А после неожиданно признался: «Даже несмотря на то, что мы достигли больших результатов за последние два года, для реализации полного потенциала «Восточного партнерства» необходимо сделать гораздо больше».

Спорить с последним заявлением, думается, никто из стран — участниц проекта не будет. Но вот что касается «больших результатов» — это сказано с большой натяжкой. Во всяком случае, до Беларуси обещанные 100 миллионов долларов в рамках инициативы так и не добрались. Не говоря уже об искусственном торможении любопытных и перспективных проектов, например, транспортных или энергетических, предложенных нашей республикой. Дело дошло до того, что к началу 2011 года Беларусь призадумалась: а надо ли вообще участвовать в этом проекте, если его инициаторы и не думают приниматься за активные и взаимовыгодные программы, означенные в планах партнерства.

И вот, наконец, если верить словам Комиссара Фюле, сегодня ЕС проводит «стратегический пересмотр» Европейской политики соседства. Что этот пересмотр предполагает? Например, Еврокомиссия будет рекомендовать развивать «тесные отношения» между ЕС и странами-соседями, и связи эти будут основаны на «дальнейшей экономической интеграции». Звучит многообещающе, хотя, заметим, изначально и задумывался перевод «Восточного партнерства» сугубо на экономические рельсы (уже потом к нему, думается, что не случайно, подключились политические мотивы и претензии).

В рамках усиления Европейской политики соседства ЕС также намерен сделать четкие шаги навстречу восточным соседям: открыть программы ЕС для участия стран Восточного партнерства, углубить сотрудничество в сферах энергетики и транспорта, в сферах безопасности и региональной политики, укрепить роль гражданского общества. Все это в комплексе выглядит вполне разумно и рационально. Настораживает только вот такое заявление Комиссара: «Одним из главных понятий обновленного видения Европейской политики соседства будет понятие дифференциации». Что это значит? А то, что ЕС будет ставить свою поддержку странам-соседям в зависимость от прогресса реформ, которые в них проводятся. «Страны, где не будет заметен убедительный прогресс в части демократизации общества, не должны ждать увеличения поддержки со стороны ЕС». И вновь — политика, попытка навязать суверенным государствам свои представления о том, как поступать правильно, а как — нет? Если Евросоюз продолжит действовать в таком же стиле и дальше — смешивать экономические интересы с политическим влиянием на восточноевропейские страны — то вряд ли интересная международная инициатива, ныне основательно притормозившая, сможет набрать ожидаемый стремительный ход…

Анжелика МИЛЬТО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter