Восставший из пепла

Этого события в Гродно ждали 5 лет...

Этого события в Гродно ждали 5 лет. Час за часом, день за днем искусные мастера–краснодеревщики восстанавливали в крупнейшем католическом храме страны — кафедральном Фарном костеле — уникальный алтарь, пострадавший в 2006 году от пожара. Сегодня ровно в полдень зазвучат колокола и сотни людей смогут увидеть возрожденную святыню.


За три столетия Фарный костел пережил всякое. Но та «черная» июльская ночь 2006 года оказалась самой страшной в его истории. Из–за короткого замыкания в электросети вспыхнул огонь. Пламя сильно повредило рельефные колонны, часть балюстрады, декор и четыре деревянные скульптуры.


Кто мог восстановить безвозвратно утраченные реликвии? Такая труднейшая задача была под силу иностранным специалистам, которые уже имели опыт реставрации алтарей. Но настоятель храма ксендз Ян Кучинский обратился за помощью к местным краснодеревщикам — плотнику из Гродно Мечиславу Алещику и резчикам из Вороново Казимиру Мисюре и его сыну Игорю. По фотографиям, сделанным еще до пожара, они проводили специальные обмеры. А основным материалом стала древесина — массив липы, дуба, граба, сосны.


Ксендз Ян Кучинский вспоминает, как начиналась работа по восстановлению искусно сделанной композиции:


— Мы двигались вперед шаг за шагом. Постепенно уже что–то можно было увидеть и оценить. Очень важно, что на всех этапах реставрации наши мастера получали неоценимую помощь со стороны руководителя проекта — опытнейшего реставратора из Королевского дворца Варшавы Павела Садлея, которого пригласили с согласия Министерства культуры Беларуси.


Наиболее сложным было воссоздать четыре скульптуры, за которые взялись Казимир и Игорь Мисюры. Мастера вырезали фигуры, как того требовал оригинал, из цельной липы. На каждую фигуру уходил почти год.


Цветовое решение всей конструкции высотой с 7–этажный дом определялось после проведения исследования оттенков уцелевшей при пожаре части и четырех боковых алтарей. Еще один важный компонент — влияние витража, расположенного в верхней части центрального алтаря и изображающего голубя в лучах солнца, так как он является центром художественного решения всего Фарного костела. Кстати, колористика витража основывается на аналоге из римской базилики святых апостолов Петра и Павла.


После того как все деревянные конструкции были сделаны и установлены, произведена их обработка специальным составом и покраска, оставался завершающий этап работ — золочение. И здесь реставраторы вернули истории долг. Так уж сложилось, что на алтаре цвета мрамора позолоты никогда не было, хотя ее хотели нанести еще в 1736 году. Тогда почему–то это не сделали, сегодня же при помощи мастеров из Вильнюса золочение выполнили.


Сколько вложено средств в этот уникальный проект, ксендз Ян Кучинский не говорит, ведь не все измеряется деньгами:


— Мы рады, что все задуманное получилось. Благодарны мастерам, которые взялись за восстановление алтаря. Особо признательны людям доброй воли из Беларуси, Польши, России, Италии, которые оказали материальную поддержку. Дай Бог вам здоровья!


...А на Фарном костеле в центре Гродно каждые 15 минут бьют старинные часы. В ту огненную ночь 2006–го их тревожный бой не прекращался очень долго. Пусть такое никогда не повторится.


Справка «СБ»


Костел Святого Франциска Ксаверия (в народе — Фарный) построен в конце ХVII века, освящен в 1705 году. Центральный алтарь высотой 21 метр — уникальная деревянная конструкция, она создана по проекту прусского скульптора К.Пэукера и вырезана в 1736 году кенигсбергским резчиком И.Шмидтом. Алтарь украшают более 20 фигур. В пожаре в 2006 году сгорели редкие скульптуры из дерева — апостолов Фомы и Иакова, фундатора Самуила Лозовы и святого Амброзия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter