Восстановленный трактор борозды не испортит

С РАЗВИТИЕМ вторичного рынка сельскохозяйственной техники появляется возможность значительно улучшить техническую оснащенность сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, которые не располагают достаточными средствами для обновления машинно-тракторного парка.

На вторичном рынке он может работать не хуже нового

С РАЗВИТИЕМ вторичного рынка сельскохозяйственной техники появляется возможность значительно улучшить техническую оснащенность сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, которые не располагают достаточными средствами для обновления машинно-тракторного парка.

В республике такой рынок действует уже около десяти лет, но широкого развития, к сожалению, пока еще не получил. Хотя опыт наших восточных соседей и некоторых других стран показал, какую выгоду можно извлекать за счет использования восстановленной техники.

В этом еще раз можно было убедиться в конце минувшего года на республиканском семинаре-совещании в Лиде. Его организаторы, Минсельхозпрод и «Белагросервис», решили показать, как можно придать вторую жизнь сельхозтехнике и какой получить эффект от нее на вторичном рынке.

Прежде всего удивляла цена тракторов, выставленных Мостовским ремонтным заводом. Так, восстановленный «Беларус-1221» после капитального ремонта внешне смотрелся как новый. Предприятие предлагало его за 170 миллионов рублей, в то время стоимость такой машины с конвейера примерно в два раза выше. Восстановленный «Беларус-82» стоил 90 миллионов рублей, а за такой новый придется выложить 182 миллиона. 136 миллионов рублей — стоимость нового трактора «Беларус-510» с кабиной производства этого же ремзавода. Получается, что после капитальных ремонтов машины обходятся раза в два дешевле, чем приобретение новых. В то же время их потребительские свойства и моторесурс остаются довольно высокими и составляют около 90 процентов по отношению к тем, что сходят с конвейера. На машины для вторичного рынка ремзавод дает годовую гарантию, технический паспорт, необходимые документы для регистрации.

Словом, выгода очевидна. Не случайно в США, Германии, других странах с развитым аграрным сектором более 50 процентов механизированных работ выполняет подержанная техника. На один новый трактор или зерноуборочный комбайн там приходится три-четыре прошедших через вторичный рынок. Это позволяет обновлять технический парк и экономить значительные финансовые средства. Что же касается наших хозяйств, то у них накопилось немало незадействованной техники, которая требует восстановления и обязательно будет востребована на вторичном рынке, уверен первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич.

— Ежегодно в республике списывается около 400 тракторов, 150 зерноуборочных и 10 кормоуборочных комбайнов, 230 тракторных прицепов, — комментирует ситуацию заместитель генерального директора РО «Белагросервис» Александр Тарасевич. — Капитальным ремонтом техники для последующей ее реализации занимается Витебский мотороремонтный завод; тракторных прицепов, очистителей вороха, протравливателей семян, машин для внесения удобрений — Светлогорский райагросервис; тракторных прицепов — «Речицаагротехсервис»; реконструкцией и модернизацией зерносушилок — могилевский «Агрокомплект» и ОАО «Гомельагроэнергосервис»; тракторов «Беларус» — Мостовский ремзавод. Предприятия «Белагросервиса» также поставляют в Россию и Украину двигатели СМД-31, КПП к тракторам «Т-150К», и «К-700/701», запасные части к зерноуборочным комбайнам СК-5М «Нива» и «Дон-1500». Однако эти объемы, к сожалению, незначительны. Коммерческие структуры в этом плане работают более активно.

Восстановлением этих машин занимаются также ОАО «Лидагропроммаш» и клецкое частное предприятие «ЛенжданЕвоТранс». Но, пожалуй, больше всего такого опыта у Мостовского ремзавода, который поставляет тракторы в Молдову, Украину, Россию, Литву более 10 лет. Через вторичный рынок он реализовал их более чем на 3,2 миллиона долларов.

— Такая техника в последнее время очень востребована, — рассказывает руководитель предприятия Илья Гермось. — В прошлом году нам поступил заказ из Литвы, просили 60 тракторов. Готовы покупать такую технику аграрии Туркменистана, Польши. Но пока в республике нет директивного документа, в соответствии с которым списанные тракторы поступали бы на восстановление, причем по приемлемой цене и соответствующей комплектации. Если их покупать по 50—70 миллионов, то после ремонта они могут оказаться неконкурентоспособными. Как известно, такая техника хорошо идет при условии, когда стоит примерно половину первоначальной цены нового изделия. А пока многие хозяйства диктуют свои, чаще всего завышенные цены. В результате в проигрыше остаются как владельцы неиспользованной техники, так и государство.

Часть техники в Мостах собирают даже под заказ, учитывая пожелания клиента. В основном она уходит за пределы республики. Оно и понятно: когда сельхозпредприятия имеют гарантированный доступ к централизованным лизинговым поставкам на достаточно приемлемых условиях, то им более выгодно приобретать новые машины.

— После капитального восстановительного ремонта на российском рынке мы продаем комбайны за 50—60 процентов их первоначальной стоимости, — знакомит с некоторыми особенностями работы на вторичном рынке директор «Лидагропроммаша» Олег Плавский. — Наша техника пользуется там устойчивым спросом.

Для активизации работы и упорядочения взаимоотношений на вторичном рынке сельскохозяйственной техники РО «Белагросервис» разработало положение. На сайте объединения планируется создать портал, где будет размещаться информация о сельхозорганизациях, готовых реализовать неиспользуемую технику, и предприятиях агросервиса, которые ее выкупят, отремонтируют и предложат покупателям. И каждый останется в выигрыше.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter