Шанс на счастливое будущее

Восстановительное правосудие для подростков: воспитывать, не карая

КОЛОНИЮ для осужденных подростков преобразуют в воспитательный центр. Такое решение в числе иных подходов по совершенствованию законодательства, касающегося несовершеннолетних, одобрено на днях Советом по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте. На эту новость память отозвалась сразу. Несколько лет назад, работая в одной из районных газет, по долгу службы писала материалы «из зала суда». Обстоятельства многих из них уже стерлись, а вот то, какими растерянными выглядели осужденные подростки, сидевшие на скамье подсудимых, как полными слез и отчаянья глазами смотрели на них матери, не забылось. 

Умом понимала, что пусть он еще 15-летний мальчишка, но, как ни крути, виновен. Сам решился на преступление. В суде приводились неопровержимые доказательства. А сердце сжималось от жалости. Как этот школьник освоится в новых реалиях жизни? Какие люди повстречаются на его пути в такой непростой момент? Не сломается ли он? Не озлобится ли, не ожесточится?

Так получилось, что с матерью одного из тех, кто был осужден по статье за сбыт наркотиков, некоторое время общались по телефону. Женщина делилась подробностями нового быта сына. Рассказы были обнадеживающими: на мальчика, как оказалось, приговор подействовал отрезвляюще. Он твердо решил исправиться. Нуждался в поддержке со стороны. Семья ее транслировала безусловно. Но, буду откровенна, по рассказам родных, окружающая подростка обстановка в колонии не всегда настраивала на позитивный лад.

Убеждена, что новость о создании воспитательного центра как новой формы учреждения для исполнения наказания родители, чьи дети сейчас отбывают срок, воспримут позитивно. Даже звучит иначе, мягче, по-домашнему как-то: воспитательный центр. И название, честно признаюсь, настраивает на благоприятный лад. И планируемые методы работы с подростками. Особенно воодушевляет, что в этой деятельности акцент будет сделан на восстановительной составляющей правосудия. Иначе говоря, во главе угла тезис: воспитывать, не карая.

Согласитесь, дети и подростки, совершившие преступление, — особая категория, которая заслуживает особого же подхода. Многие из нас наверняка замечали, что стремление наказать за проступок нередко имеет обратный эффект. А конструктивный подход, напротив, дает впечатляющий результат. Вот и жизнь показывает: к оступившимся ребятам и девчонкам необходимо в первую очередь применять реабилитационные меры, активно помогать реализовывать свой потенциал, самоопределяться в жизни. Эти направления и станут приоритетными.

В проект концепции совершенствования юстиции для несовершеннолетних, подготовленной Национальным центром законодательства и правовых исследований во взаимодействии с заинтересованными госорганами и организациями, вошло еще немало прогрессивных предложений. Например, смягчение условий погашения судимости, ограничение распространения информации об участии подростков в преступлении, подключение к работе с детьми медиаторов. То есть много практической помощи.

В странах, имеющих богатый опыт в сфере восстановительного правосудия, такие меры успешно работают. Специалисты утверждают: человеку, совершившему несерьезное преступление, через диалог можно помочь встать на путь истинный. Например, в Казахстане и Грузии, где практикуют такие подходы, число осужденных подростков значительно сократилось, а в каждом втором деле ситуацию удается разрешить с помощью примирительных процедур.

Знакомое: на ошибках учатся — в этой ситуации вспоминается кстати. Главное, чтобы уроки попавшие в передрягу с законом подростки извлекли правильные. Происходит это, как правило, самостоятельно. Но как же бывает хорошо, когда на этом пути рядом оказываются неравнодушные к твоей судьбе люди, готовые оказать профессиональную поддержку и помощь. И этот шанс на достойное будущее упустить нельзя.

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter