Восстание машин

Умеем ли мы ковать реальное железо?

Большое хорошо видится издалека. Вот и я сегодня начну свои заметки с Германии. А там есть интересные события. Например, месяц назад вышла из строя и встала на ремонт последняя из шести стоящих на вооружении Германии субмарин

U-35 проекта 212А. Таким образом, Берлин практически лишился подводного флота. Причины таких провалов эксперты называют разные: слабое финансирование, нехватка комплектующих, запчастей. Но лично меня больше всего потряс главный субъективный фактор плачевного состояния подводного флота: на германские заводы пришло новое, уже «цифровое» поколение, утратившее — внимание! — «навыки работы с железом».

Фото Сергея ЛОЗЮКА

И этот тревожный звонок прозвучал, подчеркну, в отрасли, в которой немцы были всегда очень сильны. И с железом ведь раньше они работать умели. Тем более неожиданным и поучительным оказался поставленный диагноз. И еще один наглядный пример всем от очень промышленно развитой страны, к чему ведут перекосы в подготовке кадров. И что происходит, когда виртуальная реальность сильно отрывается от реального мира.

Наша страна давно стала на путь инновационного развития. Огромные надежды возлагаются и на развитие IT-отрасли, уже завоевавшей высокий авторитет в мире, а также цифровой экономики. Обо всем этом подробно шла речь на недавнем II съезде ученых, обсуждавшем стратегию развития страны до 2040 года.

Но вот умеем ли мы ковать свое реальное железо? Не утратили ли навыков инженерно-конструкторских школ? Выдерживает ли конкуренцию наша продукция? Многие годы на эти вопросы дать утвердительный ответ мало кто решался. Проблем в машиностроительной отрасли было много, они десятки раз обсуждались и в Правительстве, и на уровне Президента. После таких совещаний наши дипломаты, например, получали жесткие установки: их работа будет в первую очередь оцениваться по степени продвижения продукции под маркой «Сделано в Беларуси» в странах пребывания.

Приятно наблюдать, что такая работа в вынужденном «ручном» режиме управления начала, вопреки мнениям многочисленных скептиков, приносить долгожданные плоды. В нынешнем году предприятия Министерства промышленности выступают в качестве лидеров роста экономики. За первое полугодие более чем на треть увеличился экспорт, в полтора раза выросла рентабельность продаж, мало-помалу сокращается число убыточных организаций.

Постепенно выполняется и такая задача: не теряя своих традиционных рынков, завоевывать новые. Слово «завоевывать» — из военной лексики, но именно так приходится работать сейчас на мировых экономических площадках. Но и здесь плацдарм расширен. Доля новых рынков в общем объеме экспорта предприятий Минпрома по итогам первого полугодия составила 8,5%, к концу года этот показатель надо довести до 8,9%. И к этой цифре уверенно идут, например, наши знаковые холдинги БМК, «Интеграл», «БелАЗ — Холдинг» и другие.

И вообще, как показывает жизнь, несмотря на ударные темпы развития IT-индустрии, в мире постепенно восстанавливаются рынки традиционных отраслей. И наша сельхозтехника, карьерные самосвалы, тракторы, металлокорд, двигатели, лифты, холодильники и другое реальное «железо» еще долгие годы будут востребованы во всех ближних и дальних частях света. И это очень хорошо видно по структуре экспорта предприятий Минпрома за полугодие. Например, темп прироста в Россию составил 139%, в Азию — 162, а в Африку — и все 318%! Процесс, словом, пошел. Заработала та самая дальняя дуга стран, выйти на рынки которых три-четыре года назад только мечтали.

Так что умеем мы ковать свое «железо». Не разучились. И если этому процессу еще сильно поможет «цифра», то на перспективы нашего машиностроения можно будет смотреть еще оптимистичнее. Но здесь, как и в жизни, очень важны гармония и мера. Поэтому, радостно шагая в виртуальное будущее, давайте и на земле стоять крепко. Так оно надежнее будет.

stasev@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Хорлай, 33
Боюсь, что наше "железо" все равно проигрывает немецкому... А подлодки делать мы вообще не умрем. Кстати, на немецких подлодках отказывает электронная начинка, а не "железо".
Александр,54,Бобруйск
Промышленное производство должно быть---оно вечно,ведь цифрой поле не вспашешь и корову не подоишь,цифра тут только в помощь. Надо крепко думать,прежде,чем от чего-то отказываться,а что касаемо Германии,то удивили несказанно,но,учиты- вая социалку последних мигрантов,следует согласиться с мнением,что фрау промахнулась,маху,стало быть дала.......
Хорлай, 33
Боюсь, что наше "железо" все равно проигрывает немецкому... А подлодки делать мы вообще не умрем. Кстати, на немецких подлодках отказывает электронная начинка, а не "железо".
пенсионер, за 60, Россия
Для начала разделяйте то, что хотят ученые и то, что реально нужно населению страны. Фантазии ученых необузданы. Их интересует сам процесс, об общенациональном не задумываются. А вот скажите, зачем нам перенимать интенсивную технологию в сельском хозяйстве? Имея сотни тысяч безработных, выращивать продукцию ГМО на химической основе? Та же Германия в 30-е годы, поднимая обрабатывающую промышленность очень заботилась об общественных работах. Практически вручную строились прекрасные автобаны. Население получило занятость и заработную плату. Сегодня и Белоруссия и Россия бездумно повторяют то, что происходит в Европе. В государствах Европы нет таких свободных территорий, нет таких природных ресурсов, чтобы без интенсификации производства накормить население. А нам-то это зачем? Если бы это все сопровождалось как в Европе, ростом пособий и выплат безработным, чтобы они безбедно могли питаться, кормить семьи, содержать жилье, это одно. А когда интенсификация множит число безработных, усиливая социальную напряженность, это другое. IT - технологии, это прекрасно в теории. На практике, внедренная в России электронная система госзакупок привела к деградации производства, школьники и дошкольники вынуждены питаться всякой дрянью, скупаемой по всему миру, но поставляемой как российское. А недавний сбой по всей стране централизованной цифровой системы контрольно-кассовых аппаратов? надо ко всему подходить в участием головного мозга. Мы боялись быть самобытными, вариться в собственном соку за железным занавесом. По сути по многим параметрам мы тогда обгоняли распиаренный Запад. А сейчас мы добровольно пристроились в хвосте европейской цивилизации и никаких перспектив нет. Точно так же, как нет их у производителей немецких подводных лодок.  
Евгений, 33, Барановичи
Автор статьи очень живо сравнил  "неумение" работать с железом в Германии, с нашим умением ковать  и работать напильников. Но я уверен на 100%что автор не разу не был на нашем  среднестатистическом машиностроительном  предприятии, и не знает реальное положение дел. А знаете, господа, какой процент брака продукции допустим в "неумелой" Европе? А в нашей стране, где зачастую брак доходит до 50% от общего выпуска продукции, ничего подделают подлепят и в путь, а почему продажи наших  грузовых авто не входит даже в 5-ку продаваемых в России. Да потому, что все же  мы разучились, а скорее всего и не научились работать с толком  и с металлом и деревом и другим сырьем, а сгонять болванку в стружку каждый может.
На сегодняшний день у нас промышленность III-IV технологического уклада ( примерно уровень 70 г.г). Европа штурмует VI уклад, поэтому на запад, мы едва ли можем продать, что-то, кроме сырья.
Что можно говорить что на наших предприятиях, условия труда не всегда соблюдаются , например, в  здании заводоуправления одного небезызвестного завода отсутствует  отопление еще с начала 90-г.г.  А чертить продолжают на кульманах. Поэтому умение работать с металлом у нас сомнительное.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?