Умеем ли мы ковать реальное железо?

Восстание машин

Большое хорошо видится издалека. Вот и я сегодня начну свои заметки с Германии. А там есть интересные события. Например, месяц назад вышла из строя и встала на ремонт последняя из шести стоящих на вооружении Германии субмарин

U-35 проекта 212А. Таким образом, Берлин практически лишился подводного флота. Причины таких провалов эксперты называют разные: слабое финансирование, нехватка комплектующих, запчастей. Но лично меня больше всего потряс главный субъективный фактор плачевного состояния подводного флота: на германские заводы пришло новое, уже «цифровое» поколение, утратившее — внимание! — «навыки работы с железом».

Фото Сергея ЛОЗЮКА

И этот тревожный звонок прозвучал, подчеркну, в отрасли, в которой немцы были всегда очень сильны. И с железом ведь раньше они работать умели. Тем более неожиданным и поучительным оказался поставленный диагноз. И еще один наглядный пример всем от очень промышленно развитой страны, к чему ведут перекосы в подготовке кадров. И что происходит, когда виртуальная реальность сильно отрывается от реального мира.

Наша страна давно стала на путь инновационного развития. Огромные надежды возлагаются и на развитие IT-отрасли, уже завоевавшей высокий авторитет в мире, а также цифровой экономики. Обо всем этом подробно шла речь на недавнем II съезде ученых, обсуждавшем стратегию развития страны до 2040 года.

Но вот умеем ли мы ковать свое реальное железо? Не утратили ли навыков инженерно-конструкторских школ? Выдерживает ли конкуренцию наша продукция? Многие годы на эти вопросы дать утвердительный ответ мало кто решался. Проблем в машиностроительной отрасли было много, они десятки раз обсуждались и в Правительстве, и на уровне Президента. После таких совещаний наши дипломаты, например, получали жесткие установки: их работа будет в первую очередь оцениваться по степени продвижения продукции под маркой «Сделано в Беларуси» в странах пребывания.

Приятно наблюдать, что такая работа в вынужденном «ручном» режиме управления начала, вопреки мнениям многочисленных скептиков, приносить долгожданные плоды. В нынешнем году предприятия Министерства промышленности выступают в качестве лидеров роста экономики. За первое полугодие более чем на треть увеличился экспорт, в полтора раза выросла рентабельность продаж, мало-помалу сокращается число убыточных организаций.

Постепенно выполняется и такая задача: не теряя своих традиционных рынков, завоевывать новые. Слово «завоевывать» — из военной лексики, но именно так приходится работать сейчас на мировых экономических площадках. Но и здесь плацдарм расширен. Доля новых рынков в общем объеме экспорта предприятий Минпрома по итогам первого полугодия составила 8,5%, к концу года этот показатель надо довести до 8,9%. И к этой цифре уверенно идут, например, наши знаковые холдинги БМК, «Интеграл», «БелАЗ — Холдинг» и другие.

И вообще, как показывает жизнь, несмотря на ударные темпы развития IT-индустрии, в мире постепенно восстанавливаются рынки традиционных отраслей. И наша сельхозтехника, карьерные самосвалы, тракторы, металлокорд, двигатели, лифты, холодильники и другое реальное «железо» еще долгие годы будут востребованы во всех ближних и дальних частях света. И это очень хорошо видно по структуре экспорта предприятий Минпрома за полугодие. Например, темп прироста в Россию составил 139%, в Азию — 162, а в Африку — и все 318%! Процесс, словом, пошел. Заработала та самая дальняя дуга стран, выйти на рынки которых три-четыре года назад только мечтали.

Так что умеем мы ковать свое «железо». Не разучились. И если этому процессу еще сильно поможет «цифра», то на перспективы нашего машиностроения можно будет смотреть еще оптимистичнее. Но здесь, как и в жизни, очень важны гармония и мера. Поэтому, радостно шагая в виртуальное будущее, давайте и на земле стоять крепко. Так оно надежнее будет.

stasev@источник
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter