Воспоминания о Сталинграде

Сегодняшний Волгоград чтит и помнит героев Сталинграда

О чем думается, что волнует, когда через 65 лет после нашей Победы приезжаешь в город-герой на Волге

Два имени одного города

Вот как бывает в нашей истории, а значит, и в нашей жизни. Мы прибыли на торжества по случаю 65-летия Великой Победы в Волгоград, а говорили и вспоминали о Сталинграде. Два имени имеет этот город, в чем также есть свой символ. Первое имя, Сталинград, вобрало в себя все самое великое и вечное, что присуще человеку: несгибаемое мужество, стойкость, беспримерный героизм советских людей в борьбе за свою свободу и независимость. Безусловно, Сталинград — нечто более значимое, нежели географическое название места, где произошло величайшее сражение Второй мировой. В кровопролитных боях здесь решалась судьба всех народов Советского Союза, битва стала переломным этапом во всей войне.

Имя Волгоград – как восприятие великой Волги, матери всех русских рек. Оно, что вполне закономерно, олицетворяет новые, современные черты города-героя, создает его привлекательный образ. Но здесь все органически, я бы сказал, кровно связано — героическое прошлое и славное сегодня. Хозяева и во время официальных мероприятий, и при личных беседах неизменно подчеркивали: волгоградцы сделают все возможное, чтобы достойно продолжить славные традиции дедов и отцов, жизнью оплативших наше благополучие. Приумножить богатство родной земли, политой кровью сыновей и дочерей всех народов Советского Союза, – наш святой долг. Земля Волгоградская – регион мира и сотрудничества, территория трудовых побед и смелых проектов. Мы рады приветствовать, поддерживать ценные деловые предложения представителей разных стран СНГ.

Наши ветераны на празднике

В составе делегации ветеранов Беларуси, прибывших в Волгоград на торжества, был автор этих строк. Мне пришлось выполнять две функции. Первая – представлять нашу делегацию как члену президиума Республиканского Совета Белорусского общественного объединения ветеранов (БООВ). Вторая – чисто профессиональная: как можно больше всего увидеть, услышать, набраться впечатлений, чтобы через журналистское восприятие праздника и святой памяти о великом подвиге на берегах Волги постараться передать это читателям нашей газеты. Вторую часть работы выполнял с особой ответственностью, в большом душевном волнении, что абсолютно понятно. В итоге – несколько диктофонных кассет с интереснейшими записями, большое количество фотографий. Вот мои главные и самые дорогие «сувениры», привезенные из Волгограда домой.

«Сохрани Победу в сердце!»

Что стало главной идеей, нравственной сутью и содержанием праздничных торжеств в Волгограде? Безусловно, волнующий девиз «Сохрани Победу в сердце!». Пишу эти строки и думаю: как созвучна вся работа по сохранению святой памяти о народном подвиге в городе над Волгой и у нас, в Беларуси. У белорусов, у жителей Волгограда, у всех россиян вместе сошлись память, слава и боль. Неспроста Президент Александр Лукашенко на церемонии открытия в Москве памятного знака в честь городов воинской славы подчеркнул, что в Беларуси свято чтят память о тех годах. «Мы всегда после распада СССР на самом высоком уровне отмечали этот праздник, — сказал глава нашего государства. – Хочу заверить всех россиян, всех украинцев, моих коллег из России и Украины: вы всегда можете положиться на белорусов. Когда мы вместе, мы непобедимы.

Солдатские пилотки уже давно стали символом празднования Дня Победы в Беларуси. Первую пилотку в Волгограде нынче получил шестилетний мальчик Ярослав Плис, чье изображение можно было увидеть на городских баннерах с тем самым девизом «Сохрани Победу в сердце!». Лично губернатор области Анатолий Бровко вручил пилотку юному жителю города-героя и попросил его сохранить этот головной убор навсегда как память для будущих поколений о подвиге героев Великой Отечественной войны.

На Мамаевом кургане

На торжества в Волгоград прибыли официальные делегации и гости из многих зарубежных стран. По крайней мере, мне удалось пообщаться с представителями Узбекистана, Армении, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии. Взял интервью у военно-морского атташе Посольства Великобритании в Москве, военно-воздушного атташе Посольства ФРГ в Москве.

Белорусская делегация, как заявили хозяева, была самой многочисленной на торжествах. То, что мы увидели, услышали, почувствовали, вызывает и восхищение, и преклонение, и гордость, и торжественность, и печаль по отношению к прошлому, скорбь о многих тысячах павших здесь. Особенно остро и волнующе это испытываешь на Мамаевом кургане. О нем — отдельная тема, ибо подобного ему нигде в мире больше нет. Мемориальный комплекс представляет собой высшую форму монументального искусства. Это ряд архитектурно-пространственных композиций, объединенных общим замыслом. Мамаев курган и статуя Родины-матери в числе «Семи чудес России».

По мере восхождения на курган, а это 600 ступенек, перед нами открывались все новые и новые элементы и композиции мемориала. Они удивляли и поражали нас своей необычностью, глубиной замысла, неожиданными решениями, философским восприятием всего того, что происходило на кургане в дни Сталинградского сражения.                       

Зал воинской славы

…Середина дня, очень жарко. Мы с самого утра на ногах, участвовали в нескольких важных мероприятиях, а это большая физическая и моральная нагрузка. Медленно, в сплошном людском потоке поднимаемся в Зал воинской славы. Очень тесно, под ноги не посмотришь, поэтому можно запросто споткнуться. Перила же по сторонам здесь не предусмотрены. Тяжело нашему участнику войны Василию Кривичу: ему уже 86 лет, перенес тяжелую болезнь, а в Волгоград все-таки поехал. Как признается сам, потянуло сюда неудержимо, и мы его хорошо понимаем.

Лариса Королева, сотрудница Министерства труда и соцзащиты, сопровождающая и отвечающая за нашу делегацию, поддерживает Кривича под правую руку. Все время спрашивает: «Как вам, как чувствуете? Может, выпьете водички? Я прихватила с собой». Кривич остается настоящим мужчиной, говорит, что все в порядке. И все-таки под левую руку его берет другой наш ветеран, Аркадий Кабаков, участник Сталинградской битвы. Ну что тут сказать: не забыли ветераны хорошей фронтовой выручки.

Тяжело, однако, не только нашим ветеранам, но и другим. В разных местах колонны останавливается то один, то другой старый мужчина, переводит дыхание. К нему сразу же пробираются молодые парни или девушки, предлагают помощь. Это члены волгоградской организации «Новые люди». Все время, что мы находились в городе, они опекали и заботились о ветеранах так, будто это их деды.

«…Мы были простыми смертными»

Наконец мы на небольшой площадке, изнурительный подъем окончился. Вход в зал ничем величественным не поражает, наоборот, здесь суровая простота и скромность. Низкие потолки и серые бетонные стены, ну совсем как блиндаж. В наши сердца сразу печальной грустью входят знаменитые «Грезы» немецкого композитора XIX века Р. Шумана, мелодия сопровождает посетителей все время, пока они находятся в зале.

Важное уточнение. В ходе Сталин­градской битвы Мамаев курган – одна из ключевых позиций обороны. С него открывается вид на весь город, в чем мы воочию убедились. Бои за курган велись 135 суток, его вершина неоднократно переходила из рук в руки. Восточный склон с 28 сентября 1942 г. до 26 января 1943 г. обороняли части 284-й стрелковой дивизии, которой командовал полковник Н. Батюк, в октябре—ноябре они отбивали ежедневно по несколько атак противника, проявляли невиданные стойкость и героизм.

Мы – в проеме зала. Золотистая мозаичная медаль «За оборону Сталинграда». На своде зала – изображение 18 орденов СССР, гвардейской ленты с надписью: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной». На 34 приспущенных пурпурных мозаичных знаменах – 7200 имен. За конкретными фамилиями — многие тысячи защитников Сталинграда, стоявших насмерть в этих местах. Фашисты оказались бессильными перед ними.

И, конечно же, самая волнующая скульптурная композиция, известная во всем мире: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни, Вечный огонь памяти. Рука будто вырывается из-под земли. Отблески факела тревожно мигают на лицах посетителей, как будто передают от павших наказ: «Знайте, люди, что здесь происходило, как мы сражались с коварным врагом, почему погибли». Вверху на факеле начертано: «Слава. Слава. Слава».

Здесь хочется молчать

У Вечного огня в почетном карауле солдаты. Красивые бравые ребята, на молодцеватую выправку которых люди смотрят с восхищением. Они стоят в карауле в светлое время суток, смена — через каждый час.

Вообще-то, здесь хочется постоять, помолчать, чтобы разумом и сердцем своим наиболее полно воспринять все увиденное, прочувствовать его глубокую печаль и великую торжественность. Откровенно говоря, лично мне тогда очень хотелось здесь тишины. Но в зале несмолкаемый гул, ведь проходит много тысяч людей. Много и детей, они не резвятся, не смеются, а расширенными глазенками смотрят вокруг. То и дело мальчики, девочки отлучаются от своих родителей, чтобы положить цветы.

Зал воинской славы имеет цилиндрические очертания. Диаметр – 40 метров, высота – 13,5, проем – 11 метров. Площадь поверхности гранитного пола – 1250 квадратных метров.

Беларусь помнит!

У начала пандуса – столик с книгой отзывов. На ее страницах многочисленные записи, слова благодарности и восхищения, сделанные посетителями мемориала. Сейчас к этой книге большая очередь, наша делегация занимает в ней свое место. Очередь движется медленно, ибо не очень просто старому ветерану записать в книге самое важное, что он сейчас думает. Поэтому так долго тянется время.

Наконец делает запись наш ветеран войны из Буда-Кошелевского района Виктор Ковалев. Я же смотрю, какие слова оставит в книге Клара Резникова из Гомеля, участница Сталинградской битвы. «Беларусь помнит!» — пишет она. Всего два слова, но какие значительные.

— Что вас больше всего взволновало в этом зале, что думали, когда делали запись в книге отзывов? – спрашиваю у Резниковой.

— Будто услышала голоса моих боевых друзей из той страшной битвы, — отвечает. – Не знаю, придется ли еще когда-нибудь приехать в Волгоград, мне ведь уже 87 лет, здоровье слабое, сил осталось мало. Поэтому, делая запись в книге, я исполнила свой нравственный и гражданский долг перед павшими однополчанами. К сожалению, никого из них здесь не встретила, от чего мне больно и тяжело. Да, этот зал достойно венчает славу защитников Сталинграда. Я рассказываю здесь ветеранам из других стран, как мы в Беларуси свято храним память о народном подвиге. Многие не верят. Если же говорить о том, какое впечатление в целом от приезда в Волгоград, то меня больше всего взволновали те места, по которым я проходила, когда гитлеровцам в Сталинграде пришел конец. Города как такового, по сути, не было, одни руины…

— Оно и понятно, ведь в ходе сражения гитлеровцы обрушили на Сталин­град свыше 3 миллионов бомб, мин и артиллерийских снарядов. В городе было разрушено около 42 тысяч зданий, что составляло 85 процентов жилого фонда.

— А сейчас какой красавец Волгоград! Ничего не узнала из того, что видела зимой 1943 года…

Наша Лариса Королева, уроженка Волгограда, убеждена, что ее родной город по духу очень близок Минску.

Заметим: после окончания войны Беларусь послала на восстановление Сталинграда 15 тысяч своих парней и девушек. Несмотря на то что нам самим крайне нужны были рабочие руки, чтобы поднимать из руин и пепелищ наши города, села, заводы, фабрики…

Наши земляки в той битве

Впечатления Кабакова:

— Я воевал под Сталин­градом в должности наводчика легендарных «катюш». И вот сейчас опять здесь. То, что чувствую, словами передать очень трудно, волнуюсь так, что даже сам себя не узнаю. Как и Клара Резникова, очень надеялся увидеть на торжествах своих однополчан. Увы, никого не встретил.

Мы узнали, что в боях под Сталинградом немало примеров мужества и героизма проявили воины-белорусы. Вообще-то, это отдельная тема, здесь же назову только несколько фамилий наших земляков.

Летчик Николай Карначенок, родом из Шкловского райо­на, в напряженные дни на Сталинградском фронте делал по 6—7 боевых вылетов в сутки, не­однократно вступал в бой с превосходящими силами врага. Сбил 10 самолетов противника, погиб в бою. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Уроженец Витебщины рядовой Алексей Ващенко, видя гибель товарищей, своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота. Его именем названа одна из улиц Волгограда. Батарея старшего лейтенанта В. Кочулко, уроженца Могилевщины, за день отбила пять атак противника.

Прославилась под Сталинградом 40-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием генерала А.Пастревича, белоруса. 100 дней и ночей она держала оборону в районе станицы Сиротинской, за что награждена орденом Красного Знамени.

К чему здесь Эль-Аламейн?

Поездка в Волгоград наводит и на такие мысли. После войны в западной печати появились утверждения о том, что не Сталинградская битва, а победа союзных войск под Эль-Аламейном явилась наиболее значительным поворотным пунктом в ходе Второй мировой войны. Что ж, давайте сравним. Сталинградская битва проходила на огромной территории почти в 100 тысяч квадратных километров! Операция под Эль-Аламейном — на сравнительно узком африканском побережье.

Под Сталинградом на отдельных этапах битвы с обеих сторон участвовало более 2,1 миллиона человек, свыше 26 тысяч орудий и минометов, 2,1 тысячи танков и свыше 2,5 тысячи боевых самолетов. Германское командование для сражений под Сталинградом привлекло 1 миллион 11 тысяч человек, 10 290 орудий, 675 танков и 1216 самолетов. В то время как под Эль-Аламейном африканский корпус Роммеля имел всего 80 тысяч человек, 540 танков, 1200 оружий и 350 самолетов.

Битва под Сталинградом длилась 200 дней и ночей, а сражение под Эль-Аламейном 11 суток, не говоря уже о несопоставимости напряженности и ожесточенности двух этих сражений. Если под Эль-Аламейном фашистский блок потерял 55 тысяч человек, 320 танков и около 1 тысячи орудий, то под Сталинградом потери гитлеровских войск были в 10—15 раз больше. В плен взято около 144 тысяч человек. Уничтожена 330-тысячная группировка войск. Очень большими были и потери советских войск.

Сама победа наших союзников под Эль-Аламейном стала возможна благодаря упорному сопротивлению советских войск под Сталинградом. Главнокомандующий экспедиционными силами генерал Эйзенхауэр подчеркивал, что «упорное сопротивление русских обеспечивает союзникам свободу выбора места, времени и количества сил для решающего наступления. «Значение Сталинградской битвы признавали и многие немецкие генералы. Так, генерал К. Типпельскирх в известной книге «История Второй мировой войны» писал: «Хотя в рамках войны в целом событиям в Северной Африке отводят более видное место, чем Сталинградской битве, однако катастрофа под Сталинградом сильнее потрясла немецкую армию и немецкий народ потому, что она оказалась для них более чувствительной. Там произошло нечто непостижимое…» Не случайно опыт сражения на Волге до сих пор внимательно изучается в военных академиях всего мира.

* * *

Итак, мы увидели, как сегодняшний Волгоград чтит и помнит героев Сталинграда. В этом – и волнующий голос истории, и наша общая священная память. Пока она будет в наших сердцах, а мы, славяне, – вместе, нам никто не страшен.

Михаил ШИМАНСКИЙ, лауреат Государственной премии Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter