Воспитывают корни. Сельские...

Всегда с интересом наблюдаю за сельскими ребятами, которые приезжают в столицу Беларуси на экскурсии. Вы когда-нибудь видели, чтобы они громко разговаривали, толкались, шумели? Ходят «глазастые», завороженные, время от времени посматривают на своих учителей — чтобы, не дай бог, замечание им не сделали...

Да, в деревне — не городские условия: там человека делают человеком труд, уважение к старшим, внимание старших к младшим. Это не значит, что такого нет в городе. Но вот какие картинки с натуры мне время от времени приходится наблюдать в столице, например.

На переднем сиденье троллейбуса расселся парень лет двадцати. Раскинув ноги, увлекся какой-то игрой на мобильнике. На остановке заходит молодая женщина в интересном положении. Свободных мест нет.

— Не видишь? Уступи место! — буркнула бабушка.

— А она меня не просит об этом, — лениво изрек парень. — Может быть, ей удобнее так ехать?

— Подвинься влево или вправо, — предложил сидевший сзади мужчина. — Что ж ты один занял все сиденье?

На следующей остановке беременная женщина вышла. Вышел и я.

По дороге домой рассуждал: откуда у молодых такая черствость? Помню, в день выборов депутатов в местные Советы, которые проходили в соседней школе, внимательно просмотрел расписание уроков. Бросилось в глаза то, что среди гуманитарных предметов почему-то выделяются иностранные языки, а вот русский и белорусский — где-то там, на вторых ролях. Но дело даже не в этом — не нашел я ни одного урока по воспитанию школьников! Пусть, условно говоря, он назывался бы «Воспитание» или «Этикет»?

Неужели это не нужно детям? Ни в одном классе? Неужели у нас учатся в школах, гимназиях, лицеях сплошь от рождения хорошо воспитанные юноши и девушки? Давайте порассуждаем.

Да, есть ребята толковые, умные, воспитанные. Они, скорее всего, из хороших семей, где пример для них — культурные, образованные папа и мама, старшие братья и сестры. А какое воспитание дома получают те дети, где постоянно звучат маты-перематы, где едва ли не повседневные драки, пьянки, унижения? И вот школа, я думаю, — самое подходящее место для формирования личности, чуткого отношения к человеку.

Часто бываю в наших деревнях, общаюсь с людьми разного возраста. И на разные темы. Иногда случаются острые полемики, но на грубость никто не переходит. Люди уважают друг друга, вроде бы стесняются обидеть, оскорбить. У них не показная культура, а глубокая, внутренняя. И они ее берегут, ею гордятся. Конечно, нельзя сказать, что деревня в плане воспитания — некий остров благости, но все же именно там, в противовес городу, больше шансов не нарваться на грубость, жестокость, немотивированную обиду... Крепок, я считаю, здесь сельский ген.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter