Воспитывать или быть воспитанным?

Неблагополучные родители возвращают треть госрасходов на их детей
Начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Беларуси Георгий Бутрим назвал очень невеселую цифру: в социально опасном положении в Беларуси находятся около 35 тысяч детей. Это, между прочим, будущие социально опасные взрослые. Правда, Георгий Алексеевич советует смотреть на проблему в динамике:
— Проводимая в Беларуси работа приносит свои результаты. Если раньше в течение почти 10 лет ежегодно в стране 5,5 тысячи детей становились сиротами, то в прошлом году количество появившихся сирот снизилось до 4,6 тысячи. Также
в прошлом году достигнуто уменьшение преступности среди несовершеннолетних по сравнению с
2005-м на 10,6 процента. На 25 процентов снизилась такая преступность и за первый квартал текущего года.
Георгий Бутрим отметил также растущее количество приемных семей. В прошлом году 72 процента выявленных сирот были устроены в замещающую семью. В связи с этим сокращается количество детских домов, после которых детям сложно адаптироваться к самостоятельной жизни. В прошлом году закрыли семь домов-интернатов.
Треть заработала на треть
Количество сирот уменьшается, а вот число трудоустроенных родителей, возмещающих госрасходы на содержание детей, увеличивается. Задачи, связанные с трудоустройством нерадивых родителей, лежат на Министерстве труда и соцзащиты.
— По решению судов работать на возмещение госрасходов, связанных с содержанием детей, по итогам четырех месяцев этого года должны 12 364 человека, — рассказал начальник главного управления политики занятости и народонаселения министерства Николай Кохонов. — Но в территориальные органы по труду и занятости явился 5631 гражданин. Из них на постоянную работу устроились 3398 человек. То есть пришел зарегистрироваться каждый второй, работает каждый третий, а половина наказанных осталась в стороне. Правда, в прошлом году в службы занятости пришло немногим более 32 процентов от всех “приговоренных” к труду родителей.
На одного ребенка в месяц необходимо как минимум 150—160 тысяч рублей. А если ребенок не один, а несколько? Да еще если учесть, что “неблагополучных” родителей не ждут на высокооплачиваемых рабочих местах? Пока же средств, заработанных трудоустроенными родителями, хватает, чтобы компенсировать около 28 процентов затрат государства. Лучше, чем ничего.
Законы должны  предупреждать
Этот показатель надо повышать, уверен Николай Кохонов, ведь деньги на детей, а затем и пенсию “неблагополучному” белорусу надо будет выплачивать из бюджета, а значит, из кармана каждого “благополучного” белоруса. Поэтому сейчас идет активная законодательная работа. На основании Декрета № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” разные ведомства вносят предложения и изменения в действующее законодательство.
А вопросов и дел еще много. Что делать с большим количеством родителей, у которых нет документов, удостоверяющих личность? Как решать проблему с плохой явкой граждан для регистрации и трудоустройства? Что делать с беременными женщинами или больными людьми? Как и за что наказывать руководителей предприятий, которые не горят желанием принимать на работу неблагополучных родителей? Да и судебные решения, бывало, выносились беспорядочно: в отношении лиц, которые находятся в местах заключения, работают, разыскиваются или даже... умерли.
— Многие из возникших на первом этапе проблем уже сняты, — рассказал Николай Кохонов. — Другие будут решаться, в частности, координационным советом при Минюсте по обеспечению реализации декрета.
Работа по урегулированию ситуаций с неблагополучными семьями ведется сегодня на межведомственном уровне. На этом же уровне есть и понимание того, что самые важные меры — это не карательные, а превентивные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter