Воспитательный момент

Кто идет работать в детские садики и почему малыши оттуда сбегают

Кто идет работать в детские садики и почему малыши оттуда сбегают

Это происшествие, заставившее поднять оперативные службы Гродно, не из разряда криминальных. Хотя все могло закончиться бедой. Две подружки из старшей детсадовской группы, за которыми не уследила воспитатель, благополучно покинули садик, сели в троллейбус и через весь город поехали на рынок “Корона” искать там маму. В понедельник рынок оказался закрытым, и разочарованные малыши вернулись обратно на остановку. Перешли на зеленый свет улицу, дождались своего троллейбуса и благополучно (никем из взрослых по дороге не остановленные!) добрались обратно до садика. Но прежде чем вернуться в группу, решили покачаться на качелях в соседнем дворе, где их и нашли...

Так непосредственно малолетние беглецы со свойственной новому поколению самостоятельностью и сообразительностью преподнесли урок взрослым, лишив их многих нервных клеток. Оценку, конечно, получила прежде всех воспитатель. Кстати, в момент “побега” она мыла посуду вместо заболевшей нянечки, которую некем было заменить.

Есть такой неофициальный диагноз — “несадовский ребенок”. Речь о тех малышах, которые, оказавшись после домашней ауры любви в контрастных детсадовских условиях, протестуют. Плачем, голодовкой, кто во что горазд. Только истинный воспитатель сумеет помочь такому человечку быть в его первом коллективе самим собой. Многие молодые мамы в недоумении: на выходных ребенок такой послушный и спокойный, а по вечерам из садика приходит агрессивный, на себя непохожий. Ответ один — плохо ему там. А почему? Уютно, игрушки, кормят вкусно, но воспитатель на маму не похожа: не любит она, не любят ее... На самом деле должно быть так: в воспитатели и нянечки следует брать по конкурсу, с рекомендациями. А в действительности наши детские сады испытывают большой дефицит педагогических кадров. По последним данным, только в столице не хватает 800 воспитателей. Не укомплектованы кадрами детские сады и в регионах. До кастинга ли тут...

Никто не считал, сколько среди нас людей, чей рабочий настрой зависит от того, хорошо ли их детям в садике, не болеют ли они, не провожают ли родителей на работу каждое утро душераздирающим плачем. Если вдуматься — в производительности труда многих тружеников большую роль играют... воспитатели и нянечки.

А теперь попробуем мысленно перенестись в типичную группу типичного детского садика, испытывающего дефицит кадров. Здесь двадцать пять детей. Нянечка — человек случайный, временно трудоустроилась на маленькую зарплату. Воспитатель — недавняя выпускница колледжа. Дети плачут хором. А в отношении молодого воспитателя в этой ситуации вспоминается анекдот. Мама будит взрослую дочь на работу. Та открывает глаза и начинает рыдать неистово: “Не хочу я в садик!”... Статистика свидетельствует о тенденции менять работу после двух лет отработки по распределению в детском саду.

У любого труда должна быть мотивация, только тогда человек будет работать с полной отдачей. С одной стороны, это любовь к профессии, невзирая ни на что, с другой — финансовый стимул. Хорошо если все в комплексе. К счастью, есть учителя и воспитатели, о которых говорят: педагог от Бога, а иному даже большие деньги любви к детям и ответственности не прибавят. И все же не секрет: зарплата тех, кому мы доверяем своих маленьких детей, оставляет желать лучшего. Текучесть кадров во многом определяет материальный стимул. К примеру, недавно четыре гродненских детских сада по объективным причинам вышли из ведения ОАО “Гродно Азот” и стали городскими. Ряды персонала, которому раньше платили “азотовскую” зарплату, сразу же значительно поредели. С помощью материального стимула решили сдвинуть с места гродненские городские власти проблему нехватки нянечек в садах. К заработной плате наиболее низкооплачиваемых сотрудников прибавили 30 процентов средств из бюджета. Первые шаги сделаны.

Альтернативой государственным детским садам служат частные и семейные. Они уже есть в Беларуси. Коммерческие сады появились более десятка лет назад, наиболее прогрессивной в этом плане является столица. Следует заметить, что плата за месяц пребывания ребенка здесь — от 400 до 1000 евро. Это, конечно, несопоставимо с государственным садиком. Родители, которые могут себе позволить выложить такую сумму, считают, что цена себя оправдывает хотя бы потому, что ребенку здесь хорошо и он всесторонне развивается. Детей с двух лет учат читать, разговаривать на английском, играть на музыкальном инструменте, заниматься бальными танцами и т. д. На каждое занятие — отдельный педагог. В регионах, кстати, такой опыт  — редкость. Зато здесь появляются семейные детские сады, являющиеся, по сути, филиалами государственных. Рассчитаны они на небольшое количество детей и недолгое пребывание — от 2 до 7 часов. Как правило, открываются группы в коттеджах или квартирах, а воспитателем становится хозяйка дома. Она смотрит за детьми, проводит с ними занятия и получает за это зарплату. В соответствии с Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009—2014 годы эта новая форма детского сада должна получить всестороннюю поддержку.

Но вернемся в типичный детский сад, где 25 детишек в группе и всю колоссальную ответственность за них несет воспитатель. Именно здесь большинство наших детей делает свои первые самостоятельные шаги в обществе. Вырастет ребенок агрессивным или открытым для добра, напрямую зависит от того, какие люди поведут его по жизни и какая мотивация у них будет для этого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter