Как воспитать «рукастого» мужичка

Воспитать «рукастого» мужичка

Преподаватель Столпнянской средней школы Александр Атрохов не стоит над учениками, как надзиратель с палкой, а вместе забивает гвоздь и чертит проекты
Преподаватель Столпнянской средней школы Александр Атрохов не стоит над учениками, как надзиратель с палкой, а вместе забивает гвоздь и чертит проекты


С ПОМОЩЬЮ экзотических техник — интарсии и маркетри — под руководством своего учителя десятиклассник Максим Ковалев из Столпнянской средней школы Рогачевского района завоевал диплом второй степени на республиканской олимпиаде по трудовому обучению. Многим ученикам преподавателя трудового обучения, черчения и физики Александра АТРОХОВА порой не верили на экзаменах в технических вузах — неужели у сельских ребят такой высокий класс в черчении? Как воспитать настоящих мужчин, способных построить дом и создать произведение искусства собственноручно, корреспондент «СГ» отправилась узнавать в агрогородок Столпня.

Мозаика успеха

Александра Николаевича в классы к детям привела… любовь. Вчера исполось двадцать лет со дня его свадьбы с Еленой. Вскоре после этого события Александр получил профессию техника-технолога деревообработки в Гомельском политехническом техникуме. Его любимая в это время устроилась работать в Столпнянскую среднюю школу социальным педагогом и учителем начальных классов. Преподавателя трудового обучения здесь не было, она и предложила мужу попробовать себя в роли наставника. Втянулся, прикипел к детям и к своему творчеству, получил высшее образование…

А то, что Александр Атрохов — творческая натура, понимаешь сразу при входе в его кабинет. Стены отделаны деревом, стулья ручной работы, многочисленные поделки на стеллажах и подоконниках. А вот и та самая работа Максима в стиле интарсии — пейзаж легавой в камышах, — над которой он корпел несколько лет. 

— В плавнях шорох — и легавая застыла чутко, — цитирует педагог строчку из знаменитой песни Розенбаума «Любить — так любить…». Сам он, кстати, заядлый охотник и рыбак, приобщил всю семью к активному отдыху.

Затейливая мозаика из разных пород дерева (это и есть интарсия) традиционно создается исключительно вручную и является атрибутом дорогой мебели. Для изготовления таких произведений подбирают разную по цвету древесину, которую нарезают на тончайшие ленты шпона, предварительно удалив все дефекты. Это искусство, зародившееся в Древнем Египте, на уроках труда в нашей школе учитель может просто обзорно описать в течение полутора часов — большего программа не требует. Но Александру Атрохову этого было мало: разобрался, вник, начал обучать таких же неравнодушных к труду ребят, в том числе и своего сына. Позже работы его учеников вдохновили еще одного педагога из Ельского района, который даже стал соавтором учебного пособия по интарсии. Кстати, преподаватель Столпнянской средней школы возглавляет районное объединение учителей трудового обучения. 

— Я часто бываю на открытых уроках у коллег, — делится он наблюдениями. — Заметил, что городские школьники не так приучены работать руками, как мои ученики. На селе эта традиция жива, потому что дети помогают родителям по хозяйству с малых лет. Они не так избалованы.

Все зависит от личности

И еще одна интересная закономерность — иногда лучше дается ручная работа тем, кому тяжелее учиться. Если ребенок не успевает по другим предметам, он делает успехи по «трудовой» дисциплине. Это не правило, но явление частое, поясняет учитель: 

— Может, мальчик и не придумает новое изделие, но, владея инструментом, хорошо справится с заданием.

Я с интересом наблюдала, как трудятся пятиклашки под руководством Александра Николаевича. Строгие и четкие указания — и вот малыш ловко орудует пилой, вырезает заготовку… Женщина в такой ситуации, пожалуй, разохалась бы — как такому маленькому дать в руки инструменты? Но ведь по-другому «рукастого» мужика, а не «диванный коврик» и не воспитаешь.

 — Жена частенько по работе бывает в неблагополучных семьях, — продолжает Александр Николаевич. — Однажды пришла и чуть не плачет — даже ручек на дверях в доме у одного ее подопечного нет, матери все равно, отец на заработках. А мальчик учится уже в десятом классе! Позвал его в кабинет, дал инструмент, научил. Ребенок своими руками сделал все ручки, швабру, чтобы прибираться дома.

Делай, как я!

В деревне все на виду, поэтому у педагога трудового обучения даже забор должен быть образцово-показательным, считает Александр Николаевич. Сам он не только занимается деревом, но и прекрасно рисует. Но, как показалось, все-таки старается скрывать под маской строгого педагога романтические порывы.

— С возрастом стал добрее, а в свое время некоторые дети приносили мне чертежи по девять раз — заставлял переделывать, — смеется он. — Некоторые приходят в мастерскую, расспрашивают, чем занимаюсь, хотят пообщаться. Нечем заняться? Стараюсь привлечь к делу, стимулировать интерес к творчеству. Дети тянутся к учителю-мужчине в поисках опоры.

— В прежние времена с детьми в основном работали преподаватели и гувернеры, а сейчас в школах явный перевес слабого пола… — завожу разговор на больную тему.

— Это действительно так. К примеру, у нас всего два учителя — я и преподаватель физкультуры. Финансовый вопрос для главы семьи важен. Но и здесь есть выход: к примеру, за призовое место ученика на республиканском уровне меня поощрили премией в размере оклада. Мужской подход к обучению отличается: я достаточно строгий, могу применить не только метод пряника, но и кнута. У меня дисциплина. 

Но при этом учитель не стоит с палкой, как надзиратель, — он рядом с детьми, часто чертит параллельно с ними, выполняет задания. Главное для будущих мужчин — освоить полезные в хозяйстве навыки, считает педагог. Тогда и дома они не пропадут: смогут вбить пресловутый гвоздь, что-то отремонтировать, собрать мебель. А значит, и семья будет крепче. 

Замечание в точку. Говорили мы и вот еще о чем: из-за небольшого количества часов далеко не во всех школах есть учитель трудового обучения и проводятся полноценные уроки труда. В результате мальчишки бездельничают и не владеют элементарными навыками. А потом мы жалуемся на безруких отцов семейства, не способных встать с дивана. Вот такая взаимосвязь семьи и школы. 

«Интарсия» — понравилось мне это слово, продолжало крутиться в голове и после прощания с педагогом. Александр Николаевич назвал этот раздел трудового обучения инвариативным, то есть одним из возможных в обучении. Так и учитель может идти строго по программе, а может вкладывать душу и превращать кабинет труда в сельской школе в творческую лабораторию. Все зависит от личности.

yasko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter