В Беларуси для культуртрегера работы — поле непаханое, а молодежи, которая приходила бы в эту сферу сеять новое, интересное и высококультурное, не так чтобы много, по правде говоря, по пальцам перечесть.
— Прежде чем у тебя начнет что-то получаться, ты напишешь тысячи писем и тысячу раз услышишь «нет», — откровенно говорит Анна Ленькова. — Когда-то я окончила колледж имени Ахремчика по классу скрипки, но так сложилось (сейчас, я думаю, уже можно об этом сказать), что на экзаменах в консерваторию недобрала баллов. Конечно, последовал период серьезной депрессии. Ну представьте, 17 лет ты играешь и строишь планы на будущее, и тут тебе говорят: «Извините, вы нам не подходите». Сама бы я, наверное, подождала год и попробовала снова поступить, но меня подтолкнула мама: «Надо что-то делать!» И я пошла в Институт современных знаний имени Широкова — сперва на скрипку, на эстрадное направление, но довольно быстро поняла, что это все-таки не мое. И выбрала арт-менеджмент.
Все участники фестиваля «Пока не идут титры…» выступают бесплатно, а вырученные деньги направляются на благотворительные цели.
Для Анны источником роста стала не столько учеба — хотя полученные знания и помогают в работе, — сколько практика. Поводом для нее послужила трагическая смерть подруги — молодой белорусской пианистки Алены Цегалко, которой прочили блестящую карьеру. Несколько лет друзья Алены проводили концерты ее памяти, потом замахнулись на большой проект — целый фестиваль под названием «Пока не идут титры…». Фестиваль, который благодаря организационным талантам Анны Леньковой и поддержке друзей-музыкантов в этом году пройдет уже в шестой раз. Все участники выступают бесплатно, а вырученные деньги направляются на благотворительные цели. Средства от продажи билетов прошлого фестиваля, например, пошли на покупку арфы для Мелании Головий — девочки-арфистки, которая больна лейкозом.
— Когда только начинала, еще не думала, что это станет моей дорогой, — признается Аня. — Но каждый фестиваль обрастал смежными проектами, потом ко мне просто начали обращаться музыканты… Централизованного кураторского движения в Беларуси пока нет, оно еще только складывается, хотя многие ребята пытаются что-то делать сами. Словом, я вышла из практики, не из теории.
Кроме фестиваля «Пока не идут титры», у Анны Леньковой еще два крупных проекта: во-первых, ежегодный концерт «Желтые звезды», который проходит в Большом зале Белгосфилармонии в День памяти жертв Холокоста — и 26 января состоится уже в третий раз. А во-вторых, Musica Barocca Autentica — серия концертов старинной музыки.
— Все началось с летнего концерта в костеле Святого Роха в Минске, — вспоминает Анна Ленькова. — Мы задумали его с трубачом Александром Ахремко, у него была идея создать программу для барочной трубы, органа и сопрано. Это невероятно интересное и новое сочетание, я послушала музыку, которую он мне прислал, — просто шикарные арии! В качестве вокалистки безоговорочно и без сомнений выбрали солистку Большого театра Татьяну Гаврилову. Присоединилась к нашей команде и молодая органистка Каллиника Медведева.
Они уже успели выступить в Гервятах, недавно открывали в Полоцке Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафii», на который специально съезжаются меломаны со всей страны и зарубежные туристы. В начале ноября в планах концерты в Лиде, Гродно, Новогрудке, а 1 декабря в Белгосфилармонии в рамках проекта пройдет концерт московского коллектива Atemzeit.
— У Musica Barocca Autentica просветительская цель, — говорит Аня. — И людям интересно: в Беларуси не так много проектов, посвященных аутентичной музыке эпохи барокко. Некоторые поклонники уже начали ездить за нами по стране.
ovsepyan@sb.by
Фото из личного архива.