Анна Ленькова: как приходят в искусство молодые арт-менеджеры

Воспитание слуха

Найти в Беларуси независимого куратора творческих проектов — задачка не из простых, идет ли речь о выставках или, что еще более непросто, о концертах. За Анной Леньковой я наблюдаю уже несколько лет — с нескрываемым удовольствием. Мне нравятся ее проекты, они всегда необычны, и в них всегда участвуют высококлассные музыканты. Мне нравится то, как буквально взвиваются вокруг нее потоки энергии, примерно так, как вьются на ветру ее пышные волосы. Нравится, как она подхватывает на лету любую идею и как упорно помогает людям.


В Беларуси для культуртрегера работы — поле непаханое, а молодежи, которая приходила бы в эту сферу сеять новое, интересное и высококультурное, не так чтобы много, по правде говоря, по пальцам перечесть.

— Прежде чем у тебя начнет что-то получаться, ты напишешь тысячи писем и тысячу раз услышишь «нет», — откровенно говорит Анна Ленькова. — Когда-то я окончила колледж имени Ахремчика по классу скрипки, но так сложилось (сейчас, я думаю, уже можно об этом сказать), что на экзаменах в консерваторию недобрала баллов. Конечно, последовал период серьезной депрессии. Ну представьте, 17 лет ты играешь и строишь планы на будущее, и тут тебе говорят: «Извините, вы нам не подходите». Сама бы я, наверное, подождала год и попробовала снова поступить, но меня подтолкнула мама: «Надо что-то делать!» И я пошла в Институт современных знаний имени Широкова — сперва на скрипку, на эстрадное направление, но довольно быстро поняла, что это все-таки не мое. И выбрала арт-менеджмент.
Все участники фестиваля «Пока не идут титры…» выступают бесплатно, а вырученные деньги направляются на благотворительные цели.
Для Анны источником роста стала не столько учеба — хотя полученные знания и помогают в работе, — сколько практика. Поводом для нее послужила трагическая смерть подруги — молодой белорусской пианистки Алены Цегалко, которой прочили блестящую карьеру. Несколько лет друзья Алены проводили концерты ее памяти, потом замахнулись на большой проект — целый фестиваль под названием «Пока не идут титры…». Фестиваль, который благодаря организационным талантам Анны Леньковой и поддержке друзей-музыкантов в этом году пройдет уже в шестой раз. Все участники выступают бесплатно, а вырученные деньги направляются на благотворительные цели. Средства от продажи билетов прошлого фестиваля, например, пошли на покупку арфы для Мелании Головий — девочки-арфистки, которая больна лейкозом.

— Когда только начинала, еще не думала, что это станет моей дорогой, — признается Аня. — Но каждый фестиваль обрастал смежными проектами, потом ко мне просто начали обращаться музыканты… Централизованного кураторского движения в Беларуси пока нет, оно еще только складывается, хотя многие ребята пытаются что-то делать сами. Словом, я вышла из практики, не из теории.

Кроме фестиваля «Пока не идут титры», у Анны Леньковой еще два крупных проекта: во-первых, ежегодный концерт «Желтые звезды», который проходит в Большом зале Белгосфилармонии в День памяти жертв Холокоста — и 26 января состоится уже в третий раз. А во-вторых, Musica Barocca Autentica — серия концертов старинной музыки.

— Все началось с летнего концерта в костеле Святого Роха в Минске, — вспоминает Анна Ленькова. — Мы задумали его с трубачом Александром Ахремко, у него была идея создать программу для барочной трубы, органа и сопрано. Это невероятно интересное и новое сочетание, я послушала музыку, которую он мне прислал, — просто шикарные арии! В качестве вокалистки безоговорочно и без сомнений выбрали солистку Большого театра Татьяну Гаврилову. Присоединилась к нашей команде и молодая органистка Каллиника Медведева.

Они уже успели выступить в Гервятах, недавно открывали в Полоцке Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафii», на который специально съезжаются меломаны со всей страны и зарубежные туристы. В начале ноября в планах концерты в Лиде, Гродно, Новогрудке, а 1 декабря в Белгосфилармонии в рамках проекта пройдет концерт московского коллектива Atemzeit.

— У Musica Barocca Autentica просветительская цель, — говорит Аня. — И людям интересно: в Беларуси не так много проектов, посвященных аутентичной музыке эпохи барокко. Некоторые поклонники уже начали ездить за нами по стране.

ovsepyan@sb.by

Фото из личного архива.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter