Воспитание геологией

“Азбука” земных недр помогает гродненским школьникам постигать удивительный мир природыЗнаете ли вы, как живут камни? Знаете ли вы, что они живут — рождаются и растут, стареют и умирают? Как это происходит? Почему под нашими ногами не однородная каменная масса, а удивительный мир минералов и горных пород, подземных газов и жидкостей, прекрасных самоцветов и неказистых булыжников? На эти вопросы можно получить ответ, побывав в народном минералогическом музее “Карат” СШ № 16 с художественным уклоном города Гродно.

Первое чувство, которое охватывает, когда входишь в экспозиционный зал музея, — восторг: насколько же удивительны творения природы, запечатленные в камне! Зачарованный останавливаешься у витрин, где взору предстает “каменная сказка”. Затем возникает закономерный вопрос: как же удалось собрать столь разнообразную и уникальную коллекцию под крышей общеобразовательной школы?
Чароиты Забайкалья, кальцитовые розы Приморья, азуриты Марокко и Казахстана, аметисты Кольского полуострова, агаты Чукотки, Памира, Камчатки, брестский янтарь и могилевские гранаты... Эти камни попали сюда разными путями. Основной фонд музея насчитывает 600 экспонатов. Это переданная в дар часть личной коллекции руководителя музея, профессионального геолога Владимира Анатольевича Жданюка. Он, кстати, удостоен звания “Мастер народного творчества”. Некоторые уникальные камни “добыты” путем обмена с их владельцами.
Есть в музее и образцы, найденные самими школьниками в  экспедициях. Всего таких экспедиций было 13. Давно окончившие школу участники бывшего геологического отряда и сейчас собираются вместе. Со своим наставником, открывшим им удивительный мир природы камней, вспоминают уроки “школы жизни”, которые усвоили в экспедициях. Ребята прошли Урал —  от Южного до Полярного, побывали в Крыму, на Кольском полуострове, в Забайкалье. Куда не могли домчаться поездом, добирались на вездеходе. Первую геологическую экспедицию совершили в 1990 году в район Степного Крыма. По ее результатам и был создан первоначальный обменный фонд музея, официально открытого в 2001 году.
Небольшое помещение в старом здании школьных мастерских, где  хранились образцы минералов, которые ребята принесли из экспедиций на своих плечах, скорее, напоминало “пещеру”, чем  музей. Но несмотря на неприспособленность, школьный музей уже тогда вызывал интерес у гродненских детей, а также у англичан, французов, поляков, побывавших здесь. Экскурсовод Лариса Ивановна Табачникова вспоминает, как впервые в их музей зашел мэр города Александр Антоненко. Увидев все это великолепие редких камней, большая часть которых была сложена в коробках и громоздилась в неприспособленном помещении, он распорядился о незамедлительном оказании помощи уникальному школьному музею. И в 2006 году фактически состоялось его второе рождение.
Размах школьного музея впечатляет. Экспозиция размещена в зале площадью 48 квадратных метров. В двадцати витринах представлена коллекция, которую вообразить невозможно — ее нужно видеть.
— ...И чувствовать, — добавляют будущие экскурсоводы  семиклассницы Оксана Пуш и Лена Кукла, которые готовы часами пропадать в музее.
— Вот это мой любимый нефрит. Он считается священным в Китае, Индии и Японии, где создавались нефритовые статуэтки Будды, —  увлеченно рассказывает Оксана. Она открывает тетрадку, куда записывает всевозможную информацию “из мира камней” и  неожиданно цитирует строки из китайской рукописи ХII века:
“Нефрит, как мох, пробивающийся сквозь тающий снег...”
...Из Киргизии, Казахстана, с Кольского полуострова попали в школьный музей такие редко встречающиеся на нашей планете камни, как диоптаз, гётчелит, виллиомит. А возраст эклогита, найденного на Полярном Урале, составляет... 1 миллиард лет.
— Невозможно встретить в естественном виде два одинаковых камня: они, как и люди, все разные, — говорит Владимир Жданюк.
И когда ему задают традиционный вопрос: “Какой же камень самый любимый?” — отвечает:
— Как у родителей не бывает детей любимых и нелюбимых, так и у геолога — камней. Каждый из них неповторим и дорог.
Владимир Анатольевич признается, что равнодушен к драгоценным камням. На его взгляд, куда интереснее и загадочнее их та же яшма, многообразие которой впечатляет.
Со дня открытия музея в нем побывало уже более 15 тысяч человек. Особый интерес он вызывает у тех, кто преподает географию, физику, химию, изобразительное искусство. Лучшего места для наглядных и познавательных уроков, которые проходят здесь, не придумать. Они дают волю фантазии, побуждают к познанию, формируют художественный вкус.
При музее также открыта образцовая мастерская-студия “Карат”, где ребята осваивают уроки работы с камнем. Им доверена непростая миссия — обработка  образцов для последующей  их демонстрации в витринах музея.
По мнению директора школы Жанны Ивановны Щекотихиной, опыт создания при средней школе с художественным уклоном  минералогического музея в перспективе может воплотиться в   образовательный проект. Кстати, в нем есть заинтетесованность и у других учебных заведений. Сотни образцов минералов “Карат” уже передал в школьные музеи.
Воспитание геологией — это формирование в душе и сознании детей  целостной картины мира и приобщение к бесценным сокровищам человечества, считают создатели “Карата”. Его руководитель Владимир Жданюк убежден, что важность создания  минералогического музея в школе заключается в том, чтобы дать возможность нашим детям соприкоснуться с удивительными дарами природы, о которых они ранее и не подозревали. Он говорит, что  живой огонек изумления и интереса в детских глазах дорогого стоит.
Двери школьного музея открыты для всех. И даже во время перемены многие ребята умудряются хоть на минутку забежать сюда — в чарующий мир камней.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter