Источник: Знамя юности
Знамя юности

В барановичских школах дети учатся любить животных на уроках доброты. Узнали, что это за проект

Воспитание чувств

Как воспитать в детях доброе и гуманное отношение к домашним животным, научить ответственному обращению с питомцами и привлечь внимание к проблеме защиты четвероногих? Только через уроки доброты, уверена директор учреждения защиты животных «Мурзики» Барановичей Татьяна Овадинская. 

Дай-ка поглажу! Хвостатые подопечные «Мурзиков» собирают аншлаги на уроках доброты

Зоозащитница Татьяна Овадинская из тех людей, про кого говорят: душа болит за животных. В детстве не могла пройти мимо ни одного бездомного котика, занималась в кружке юных натуралистов. Повзрослев, продолжила опекать выброшенных на улицу питомцев: на волонтерских началах ездила в приюты, помогала прибираться в вольерах. Однако со временем убедилась: забота о четвероногих напоминает замкнутый круг или борьбу с ветряной мельницей – животные идут потоком, и люди часто не справляются, решая, как закрыть очередной финансовый сбор или куда пристроить еще одну дворняжку, вспоминает Татьяна:

– Так я пришла к выводу, что в деятельности по защите животных требуется комплексный подход. И начинать нужно с воспитания и просвещения детей. Заручившись поддержкой городских властей, открыла учреждение «Мурзики» и получила разрешение на проведение в школах уроков доброты.

На занятиях зооволонтеры учат школьников, как вести себя, если встретили стаю бездомных котов или собак, объясняют, откуда они берутся на улицах города и как можно этого избежать, рассказывают о правах животных и обязанностях человека по отношению к ним. Попутно затрагивают и более общие морально-этические вопросы: например, как вести себя, если в класс пришел новенький, чтобы не обидеть его («Учу детей, что слова тоже способны ранить душу»), или что делать, если сталкиваешься с насилием в семье («Объясняю, почему так важно не молчать и сообщить об этом своему учителю или бабушке»). На уроках доброты в старших классах подросткам рассказывают не только о том, откуда берутся бездомные животные, но и какие законы регулируют ответственное отношение к братьям нашим меньшим. На всех занятиях Татьяну сопровождают ее хвостатые подопечные: школьники с удовольствием играют с ними, гладят собачек и котиков. К реализации проекта привлекли активистов Барановичской городской организации БРСМ: на уроках доброты они работают со школьниками по принципу «равный обучает равного», общаются с детьми и оказывают помощь волонтерам.


Татьяна признается, что особенно переживает за тех мальчишек и девчонок, которые в силу ограниченных физических возможностей замкнуты в четырех стенах и практически никуда не ходят:

– Вместе с Павлом Палычем (ветеринарный врач клиники «Кот Бегемот» из Лиды Павел Жульпа. – Прим. «ЗН») придумали, как можно помочь таким ребятам. У нас есть животные с протезами, и доктор попробовал брать их на уроки доброты в детские дома и школы с классами, в которых учатся дети с инвалидностью. Знаете, их переполняли такие искренние эмоции: они увидели, что в своей беде не одиноки и что жизнь продолжается, несмотря ни на что.

Случилось побывать в гостях у «Мурзиков» и трудным подросткам. На урок доброты собрали со всего города ребят, требующих особенного педагогического внимания, рассказывает Татьяна: 

– Приехали эти мальчишки, на жаргончике своем разговаривают, рисуются друг перед другом и демонстративно шутят, что плевать им на этих бездомных собак. Дали мы им лопаты и предложили поработать. Между делом рассказали, какая несчастная судьба у наших подопечных: появились на свет, живут и не понимают, почему их все пинают и гонят прочь. Видели бы вы лица тех парней: они почерпнули у нас информацию для размышления, а некоторые даже просились прийти еще. Общение с животными – это в некотором смысле психологическая реабилитация для детей: погладить кота, поиграть с собакой, доверить ей тайны, которые не расскажешь взрослому... Многим родители не разрешают заводить питомца, а им этого, поверьте, очень хочется.

КСТАТИ

В прошлом году Ассоциация зооза­щитных организаций выступила с ини­циативой ввести уроки доброты в програм­му факультативных занятий школьников. 

Виктория ДЕРЖАНОВИЧ

derzhanovich@sb.by

Как привить эмпатию к животным?

Ольга Шляпо, абитуриент:

– В первую очередь необ­ходимо ужесточить законодательство в сфере охра­ны природы и животных, как это уже сделано во многих странах. Страх перед законом зачастую заставляет людей задуматься о своих поступках. Кроме того, важно продолжать расширять сеть волонтерских организаций. Сегодня таких учреждений открыто немало, но нуждающихся в помощи котиков и собак гораздо больше. Приюты и ветеринарные центры должны работать в каждом населенном пункте, и людям, которые хотят завести домашнего питомца, следует обращаться именно туда. Ведь совершенно не важно, есть у собаки или кота порода или нет. Он все равно будет оставаться вам другом – самым преданным и надежным. Постояльцы приютов никогда не забудут доброты человека, который забрал их к себе. Они очень нуждаются в нашей любви и заботе.

Елизавета Федуро, студентка Витебского государственного университета имени П. М. Машерова:

– Для многих людей домашние питомцы становятся полноправными членами семьи, а дикие звери служат источником восхищения и вдохновения. Но, к сожалению, не все относятся к животным как к братьям нашим меньшим. Чтобы случаев жестокого обращения становилось меньше, необходимо воспитывать любовь к четвероногим с раннего детства. В помощь можно использовать мультфильмы, сказки, игрушки и даже песни. Игровые ситуации, в которых ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, тоже могут помочь в формировании доброго и гуманного отношения. Но, конечно, самый убедительный – личный пример взрослого: если родитель позволяет себе пнуть котика на глазах у ребенка, малыш усвоит это как норму.

Ольга Габасова, волонтер приют­а:

– Детей нужно воспитывать на личном примере и чуть ли не с младенческого воз­раста показывать, как следует поступать с животными. Беседовать с малышами и не лениться объяснять базовые вещи. Например, что, если на наших улицах живут бездомные котики и собачки, значит, кто-то в этом виноват. Это серьезная проблема, требующая решения. Конечно, всех беспризорных питомцев к себе не заберешь, но можно сделать то, что по силам каждому, – покормить дворнягу, принести воды, оказать ветеринарную помощь, если она требуется. Мы в ответе даже за тех, кого не приручили. 

Полина ГАРДЕВИЧ, студентка 3-го курса факультета журналистики БГУ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter