Воспитание чувств

Волею случая довелось побывать в поселке Лесное Копыльского района. Поселок как поселок: частные подворья, Дом культуры, библиотека, магазин, правление совхоза «Лесное» и школа. На первый взгляд обычная одиннадцатилетка...

Волею случая довелось побывать в поселке Лесное Копыльского района. Поселок как поселок: частные подворья, Дом культуры, библиотека, магазин, правление совхоза «Лесное» и школа. На первый взгляд обычная одиннадцатилетка. Небольшая, как и все деревенские школки (учеников–то всего чуть более полутора сотен), но зато какая ухоженная и благоустроенная. Да, первое место в районном смотре–конкурсе по благоустройству пришкольной территории ей дали не зря.


А начиналось все, как и у всех, — с желания сделать свой участок как можно краше. Пригласили архитектора ландшафтного строительства, разработали проект и разбили около 20, пусть и небольших, различных садиков.


— В 2006 — 2007 году на базе школы была открыта областная инновационная площадка по внедрению модели экологической сельской школы, — говорит Любовь Войтик, отличник образования Республики Беларусь, директор Лесновской средней школы. — Работают клуб «Эколог» и кружок «Юный цветовод». Есть и свое школьное лесничество. Ребята чистят лес от хлама, высаживают деревца, пропалывают посадки, собирают шиповник, шишки, черноплодную рябину, мастерят кормушки для птиц и скворечники. Взяли школьники под свою охрану и 18 муравейников. И даже создали в лесу 2,5–километровую экологическую тропу, на которой 6 остановок — «Молодые посадки», «Смешанный лес», «Поляна», «Еловый лес», «Дикий кабан», «Рыжие лесные муравьи». Ребята сами выступают в роли экологов–экскурсоводов. И радует, что многие связывают свою жизнь с лесом. Вот и лесничий Коловского лесничества — наш выпускник.


Не чуждо лесновским школьникам и садоводство. Причем на высоком уровне. Для Института плодоводства они черенковали черную смородину. И сейчас в их коллекции — около 40 сортов. Разбит на территории СШ и плодовый сад — более 100 деревьев. Ребята сами прививают черенки, обрезают деревья, формируют крону. А еще проводят опыты. Так, определяли, сколько витамина С содержится в различных сортах яблок осенью и весной. И оказалось, что больше всего аскорбиновой кислоты в «антее» и «антоновке обыкновенной».


Девчонки и мальчишки учатся черенковать розы, ухаживать за растениями, создавать цветочные композиции. Затем все знания применяют дома. Может быть, поэтому в поселке Лесное с каждым годом становится все краше и краше?


Ландыш серебристый


Прямо у центрального входа в школу — ландышевый садик. По весне белые хрупкие колокольчики напоминают пенно–белый ручеек, огибающий туи и камни. Здесь все построено на контрасте оттенков: изумрудных листьев ландыша, темно–зеленой хвои и белоокаймленных листьев хосты. А поэтому с момента таяния снега и до поздней осени этот участок не теряет своего очарования и живописности.


Здесь же, под пологом каштанов, разбит тенистый садик. Первыми зацветают примулы: желтые, красные, фиолетовые, розовые, пурпурные, оранжевые, белые... Летом эстафету цветения они передают летникам: рудбекиям, сальвии, пестрому львиному зеву. Ярко горят розовые кусты. И кто поверит, что много лет здесь была незасыхающая лужа. Сейчас же — розарий.


Мельче шаг


Гордость школы — сад развития чувств. Из шести запланированных станций, или садиков, действует пока лишь 5. Подойдя к самой первой из них, к тропе развития осязания ногами, Любовь Васильевна проворно сбросила туфли, предлагая то же самое сделать и мне. «Было бы неплохо и глаза закрыть, — посоветовала она. — Так вы лучше почувствуете материал».


Камни, песок, крупный гравий, древесина, опавшая листва, хвоя, шишки, трава, кирпич, брусчатка... Приятно было перешагивать с одного квадрата на другой, исследуя подошвами ног «незнакомую местность».


Пройдя до конца, я подумала, что обязательно у себя на даче сооружу нечто подобное. Красиво, оригинально, а главное — полезно. Ходьба босиком — отличная профилактика плоскостопия.


Глазастые... руки


На следующей станции все надо было трогать, осязать руками. Вдоль обычной песчаной тропки — длинная перекладина–перила, где каждый пролет — из различных пород деревьев. Попробовала и я кончиками пальцев «прочитать» структуру коры, почувствовать тепло древесины (каждая порода нагревается по–разному) и в итоге определить породу. Береза, сосна, ольха, дуб, орешник, граб, ель...


Дышите глубже


Немыслимыми ароматами полон «сад запахов». Терпкий, лимонный, фруктовый, мягкий, гвоздичный, розовый, медовый... Переходя от растения к растению, попадаешь под «радугу» ароматов. А ведь многие (практически все) душистые растения отлично снимают напряжение после тяжелого дня и дают глоток новых сил. Лаванда и базилик успокаивают, шалфей, календула и фиалка снимают стресс и напряжение, мята и земляника поднимают настроение, розы помогают принять правильное решение. Воздух на этом клочке напоен чем–то особенным.


На арфе давно играли? Здесь это возможно. Правда, арфа — это обыкновенный штакетник, с той лишь разницей, что отдельные планки имеют различную длину. «Трубы» можно переставлять в разном порядке или же подвешивать к ним другие предметы с различной высотой и тембром звучания.


По спирали на 20 сотках уместилось сразу семь коллекций. Хвойные и лиственные деревья (низкие, средние и высокие), многолетники и аптекарский сад. Здесь же и садик хвойных «гномиков», высота которых не более полуметра.


Чтобы легче было ухаживать за многочисленными посадками, ребята прикорневые лунки замульчировали: щепой, корой, опилками, торфом, шишками... Дорожки же засыпали гравием и окаймили деревянными брусочками–бордюрами.


Если посмотреть на сад сверху (а для этого здесь специально построена смотровая площадка–беседка), то он напоминает ракушку. Дорожки закручены по спирали и ведут к центру.


Как в аптеке


В аптекарском саду — традиционные грядки с лекарственными растениями: зверобоем, календулой, мятой перечной, эхинацеей, шалфеем лекарственным, мелиссой лимонной... А чтобы траву можно было высушить, построена специальная сушилка. Всю зиму ребята пьют ароматные травяные чаи, вспоминая лето.


Сад геометрических фигур — неоценимое подспорье для уроков геометрии. Ну где вы еще увидите квадраты, трапеции или треугольники, увитые ипомеей, колокольчиками и настурцией? Играя и любуясь яркостью красок, намного легче запомнить, что есть объем, площадь, высота или радиус.


А коллекция летников! Она не зря просматривается со всех сторон, ведь занимает 160 кв. м. Участок тонкими витиеватыми тропинками разбит на отдельные сектора. Цинии, астры, бархатцы, сальвия... Более 60 сортов! Рассаду, кстати, ребята выращивают сами.


Сельский этюд


Прямо у стен школы — «Сельский сад». Плетень из орешника удачно маскирует фундамент здания, а специальные плетеные пирамиды служат опорой для «любителей» вертикали — ипомеи, вьюнка, фасоли, горошка. Нашлось здесь место и традиционно бабушкиным цветам — георгинам, ромашкам, декоративным подсолнухам, анютиным глазкам, настурции. Картину сельского быта дополняют колодец–«журавель», керамические горшки, колесо от старой телеги, простенькая скамейка и деревянное мощение из спилов–кругляков.


Лесные пришельцы


Колоритом леса наполнен сад малых архитектурных форм. Все материалы здесь только натуральные — дерево, глина, камни, корни и плоды деревьев. И растения, высаженные в саду, также «пришельцы» из леса. На сплошном ковре из теневыносливого ползучего барвинка с нежно–фиолетовыми колокольчиками стоит избушка на курьих ножках. Здесь же Баба–Яга и ее окружение: ворона, аисты, лягушки. Из цветника с любопытством выглядывает змея — замысловато изогнутая коряга.


Огород как декорация


«А что, овощи в школе не выращивают?» — спросит кто–то. Выращивают. Только огород у ребят... декоративный. Отличается он от сельского тем, что растения подобраны по цвету, форме и размеру листвы. Поэтому здесь петрушка, всевозможные сорта капусты, салатов, тыкв. А как дополнение — пряные травы: чабрец, душица, тмин, фенхель, укроп, базилик, иссоп...


Оказывается, привычные всем огородные культуры выглядят очень красиво. Необычная и сама форма огородика — шестигранник.


Камень для души


Каменистый сад — настоящий уголок восточной философии. Импровизированный горный массив с «ледяной» вершиной и альпийский луг. Сухой ручей сбегает по «ущелью» и, огибая альпийскую горку, плавно переходит в сад камней, а затем и в каменное «озеро». Каменистая гряда, как и положено ей, засажена засухоустойчивыми низкими кустарниками. В щелях камней — камнеломки. Вот вам и горные вершины, покрытые лесом.


Педагоги долго ломали голову, как и чем закрыть хозяйственные постройки, чтобы подчеркнуть красоты каменистого сада? Тогда–то и родилось решение поставить огромную, почти китайскую (22 м в длину и почти 3 м в высоту) решетчатую стену, сориентированную с севера на юг. Вдоль нее ребята высадили разнообразные лианы: жимолость декоративную — татарскую и каприфоль, вьющиеся розы, девичий виноград, самые различные плющи и, конечно же, плетистые однолетники. Чем не сад вьющихся растений?


Более двух часов мы ходили по территории школы. Сколько невероятных идей у ребят! Учиться нам у них и не переучиться. Душа отдыхала, любуясь этим рукотворным раем.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter