«Воспаление хитрости» — от герпеса

Ученые НАН решили раскрыть загадку синдрома хронической усталости

Болезнь без «официального» статуса

По части названий и эпитетов эта необычная болезнь, пожалуй, не знает равных. От ироничных дразнилок вроде «воспаление хитрости» или «диванная чума» до суровых, как приговор, диагнозов: невромиастения, миалгический энцефалит, синдром «выгорания», хронический скрытый кандидоз, синдром тотальной аллергии и др. (всего по разным источникам я насчитал два десятка названий). Это все о нем, синдроме хронической усталости, или СХУ.

Картина недуга, если коротко, заключается в чудовищной усталости, которая ни при каком отдыхе не проходит месяцами и годами и сопровождается головными болями, небольшим, но длительным повышением температуры, снижением работоспособности, раздражительностью, беспокойством, нарушением сна, мышечными болями и другими неприятностями. При этом врачи никакой явной патологии не находят, но отмечают интересные странности: болеют преимущественно женщины (65 процентов), молодые (от 20 до 35 лет), чаще одинокие, чем семейные, и лишь в 10 процентах случаев – люди, занятые физическим трудом.

Словом, загадка. И часто можно встретить утверждение, что это «новое» заболевание – реакция человеческого организма на загрязнение окружающей среды, современные лекарства и химические соединения, урбанизацию с ее невыносимо высоким темпом жизни. Но как же быть со страдающими хандрой и упадком сил средневековыми барышнями, образы которых классики списали явно с натуры? Или что такое, как не СХУ, таинственная болезнь неврастения-фебрикула, описанная английским врачом Ричардом Маннигэмом более двух с половиной веков назад?

По американским источникам, больных синдромом хронической усталости за океаном – 6 процентов населения, по европейской статистике – 2 процента. У этой странной болезни, начинающейся и периодически обостряющейся без видимых причин, нет каких-то особенных, только ей присущих симптомов. Она многосимптомная, комплексная, то есть полиэтиологичная, как говорят специалисты (есть много причин, которые могут спровоцировать ее), а потому маскируется под самые разные недуги.

— Однако в клинической практике существуют объективные критерии — большие (обязательные) и малые (дополнительные), на основании которых можно все же диагностировать СХУ достаточно уверенно, — поясняет ведущий научный сотрудник доцент Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии, кандидат биологических наук Светлана Орлова. – К большим критериям относятся непроходящая усталость с резким снижением активности и отсутствие сопутствующих заболеваний. К малым — 11 симптомов, среди которых, например, длительное повышение температуры, боль в суставах, сухость и боли в горле, нарушение сна, рассеянность, депрессия. На основании этих критериев болезнь и занесена в Международную классификацию болезней как доброкачественный миалгический энцефалит, или CFS (Chronic Fatigue Syndrome), и как вариант – противовирусный синдром усталости.

В Беларуси такой диагноз еще не ставят, поскольку у нас эта болезнь официально не зарегистрирована. Тем не менее к исследованиям не существующего пока для отечественной медицинской статистики заболевания наши ученые-медики уже приступили.

— На средства Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований Национальной академии наук Беларуси мы участвуем в международном проекте, который позволит провести в нашей стране молекулярно-биологический мониторинг герпес-вирусов как причинных агентов развития СХУ и проверить некоторые версии происхождения этого заболевания, — говорит Светлана Орлова. – Прежде всего мы сконцентрировались на главном подозреваемом – вирусе герпеса 6-го и 7-го типов и уже получили свидетельства связи его присутствия в организме с развитием синдрома хронической усталости. Эти данные подтверждаются и работами наших партнеров – ученых Великобритании и Латвии. Они также считают, что чаще всего синдром хронической усталости начинается именно после перенесенной вирусной инфекции.

Как было установлено, затаившиеся в организме вирусы герпеса могут быть пусковым механизмом, но, скорее всего, не являются единственной причиной возникновения синдрома хронической усталости. И это подтверждает наработанная исследователями статистика. Благодаря сотрудничеству со специалистами Минской городской инфекционной больницы, Республиканского научно-практического центра неврологии и нейрохирургии, минских поликлиник, которые по просьбе ученых направляют им на исследования образцы крови пациентов, страдающих различными болезнями непонятной природы, уже накоплен первичный банк данных.

При этом вирусологи применили новый, более информативный подход к диагностике. Они определяют вирус герпеса не только в активной фазе развития, когда он наиболее опасен, но и в «спящем», то есть латентном, состоянии, в котором он свое присутствие в организме почти не выдает и не может быть источником инфицирования. Знать об этой скрытой угрозе, как они считают, крайне важно. Ведь, например, при физическом и умственном перенапряжении, стрессовых состояниях, хирургических операциях вирус может, и это доказано, из латентного состояния перейти в активное и начать размножаться.

Исследования в этой области позволят белорусским ученым разработать алгоритм тестирования СХУ, составить картину распространенности среди населения республики разных форм вирусов герпеса 6-го и 7-го типов и предложить практической медицине четкие критерии и инструкции для диагностики заболевания. Возможно, к этому времени загадочная болезнь и приобретет в Беларуси «официальный» статус.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter