"Восьмерка" на старте - "Тойоты" отдыхают

Бобруйчанина Олега Стошеля многие считают чудаком.
Бобруйчанина Олега Стошеля многие считают чудаком. У всех на приусадебных участках картошка с капустой хозяйский глаз радуют, а Олег на своем огороде картинговую мини-трассу для соседских ребятишек оборудовал. Кроме размеров, тут все настоящее: и изгибы мудреные для виражей, и ледовое покрытие - по сезону, и покрышки вдоль трассы для безопасности - ровно полторы тысячи штук по всему городу собирал.

Все дороги ведут в гараж

Зачем, спрашивается, человеку все это? Своих ребят двое, жена-красавица. Неужто на досуге заняться нечем? Есть чем, конечно. Этого никто из Стошелей не отрицает. Сто лет нормально не отдыхали, строительство в доме никак не закончится, обновки жене и детишкам не мешало бы справить. Только в семье гонщика, а Олег в автоспорте уже 12 лет, жаловаться не принято. Пониманием близких Олег дорожит и гордится. К слову, супругу Олега в автоспорте знают не хуже, чем его самого. Ни одного гоночного сражения с участием мужа Лена не пропустила, всюду его сопровождает как представитель спортсмена и верный помощник. Ее даже то не смущает, что дверь их супружеской спальни ведет прямо... в гараж. Напротив, в семье Стошелей это считается символичным.

Страсть к автомобилям у Олега с детства. С 8 лет занимался картингом при городской станции технического творчества. Потом закончил Бобруйский автотранспортный техникум. После армии загорелся идеей открыть собственную автомастерскую. Да только начального капитала лишь на стены и хватило. Пришлось устроиться на станцию техобслуживания. Вскоре слава о нем как о толковом ремонтнике по всему городу разнеслась. Любой каприз автоклиента мог удовлетворить. А все потому, что работу свою считал делом творческим, а не повседневной рутиной. Многие до сих пор помнят чудо техники, на котором в начале 90-х Олег рассекал тишину городских улочек: с виду вроде "шестерка", а "морда" и бампер, как у "семерки", да еще и дверцы без ручек - на дистанционном управлении. "Гаишники" к внешности гибрида долго привыкнуть не могли, останавливали на каждом перекрестке. Гостям города эту машину наряду с другими местными достопримечательностями демонстрировали. Один россиянин даже захотел иметь у себя такой же экземпляр. В общем, мог бы Олег приличные деньги зарабатывать. Тем более что к этому времени он уже семейным человеком стал. Однако, когда бобруйская "Белшина" пригласила в свою команду, долго не раздумывал. Дела житейские отошли на второй план. На переднем оказались страсть к гонкам и воля к победе. В то время Олег еще только делал первые шаги в своей гоночной карьере, но уже твердо знал: по-настоящему счастлив может быть только под рев мотора, свист ветра и азартные крики болельщиков.

Спорт одержимых

Оказавшись в команде, планы Олег строил, прямо скажем, наполеоновские: в снах уже видел себя чемпионом страны. Но недаром говорят, что путь к славе лежит через тернии. Просуществовала заводская команда недолго. Из-за финансовых проблем содержать гоночный арсенал "Белшине" стало накладно. Желающие, в том числе и Олег, выкупили свои спортивные машины и ушли, что называется, на вольные хлеба. Представляя на соревнованиях самого себя и оплачивая все расходы из собственного кармана, Олег понял: автоспорт - дорогое удовольствие и к тому же изнурительный труд, причем не только на трассе. Скажем, в Англии, Мекке мирового автоспорта, при разработке гоночного автомобиля высокого класса используются чуть ли не космические технологии. Белорусским гонщикам о таком сервисе приходится только мечтать. У нас все гораздо и прозаичнее, и сложнее. Гоночную машину конструируют не техники-ювелиры в скафандрах, а сами гонщики. И знают они о своих машинах все, если можно так сказать, интимные подробности. Такова специфика белорусского автоспорта.

Руки Олега измозолены почище, чем у какого трудяги автослесаря. За свою спортивную карьеру он успел поменять три машины, и каждая от первой до последней гайки собиралась собственными руками. Считается, что от мастерства пилотирования зависит многое, но половина успеха - это техническое состояние автомобиля. Чтобы обычную машину переделать под гоночную денег и сил уходит немерено. Спортивный автомобиль Олега лишь внешне напоминает вазовскую "восьмерку". Внутри все другое: коробка передач, амортизаторы, стабилизаторы, блокировочные системы... А благодаря ремням и железным дугам безопасности, которые Олег приваривает с особой тщательностью, гоночный вариант уж точно с обычной "легковушкой" не спутаешь. Причем под каждый вид гонок автомобильные внутренности приходится "перелопачивать" заново. Скажем, на трековых гонках, где скорость более 120 километров в час ни к чему, важна динамика ее развития - усилия машины на протяжении всей трассы должны распределяться равномерно. Переусердствовал в ускорении - и ты не на финишной прямой, а в кювете. В ралли же не грех и до 190 км разогнаться, но при этом в надежности машины ты должен быть уверен на все сто. Технически к ралли готовиться сложнее, а значит, и дороже. После двух-трех соревнований целых деталей в автомобиле остается немного. Скажем, мотора хватает только на одну гонку. А в год их не меньше шести. Покупка нового выливается в 150 - 200 долларов. Кузов запросто можно "уложить" за 3 - 4 года. И то, если повезет. Бывает так, что и восстанавливать после жесткой борьбы нечего. В среднем из семейного бюджета Стошелей "на спорт" уходит 1,5 - 2 тысячи "зеленых" в год. "Но для победы этого мало, - говорит Олег. - Лидерство в 5 тысяч долларов в сезон обходится. Не меньше. Как говорится, чем больше в машину вложишь, тем лучше результат". О том, каково оно побеждать, Олег знает не понаслышке. Призовые места занимал чуть ли не с первых гонок, но к заветному чемпионству шел 6 лет. И в 99-м завоевал-таки титул чемпиона Беларуси в летних трековых гонках, обойдя лучших спортсменов страны. Олегу его чемпионство стоило больших нервов и 2 тысяч у.е. - столько ушло на подготовку машины и амуницию. Шутит, что дешево отделался. За запчастями и резиной сам в Москву ездил, перед соревнованиями без конца созерцанием выступлений асов "Формулы" себя заряжал. Впрочем, доведись Шумахеру свой болид по винтикам разбирать-собирать, сил на борьбу у мировой знаменитости явно бы не осталось. После победы Олег вновь оказался в команде - в минском "Белавтолайне". Став чемпионом, понял, что победить сложно, а удержать победу еще труднее: до чемпионства - ты просто спортсмен, после - лидер, против которого едут все.

Большинство белорусских гонщиков, как и Олег, предпочитают иномаркам "Жигули" - и система знакомая, и цены на запчасти относительно доступные. Автомобили у наших спортсменов через один латаные-перелатаные, а ведь все равно побеждают. И не только в республиканских, но и в международных соревнованиях. Случалось и знаменитостям нос утирать...

- Интересно гоняться с россиянами, - признается Олег. - Азартные спортсмены. Хотя, конечно, когда перед стартом встречаемся - зрелище преуморительное. Представьте себе нас с нашими "восьмерками" и "девятками" и их - на "Субарах", "Тойотах" со свитой механиков и менеджеров.

- Но ведь вы и их, крутых, обходите!

- Обходим. Бывает. Но чего нам это стоит... Богатым российским командам, откровенно говоря, нельзя не позавидовать. В том смысле, что их гонщики могут позволить себе роскошь думать только о спорте, а не о том, где запчасти по дешевке добыть.

И все-таки, пока есть силы и здоровье, буду гоняться.

Мечта

За автоспорт наш, по правде говоря, Олегу обидно. Уйдут из него нынешние фанаты, а кто на их место придет? Прежняя автомобильная школа в Лету канула, а новая, увы, не создана. Вот и решил Олег Стошель под эгидой бобруйского филиала Белорусской автомобильной ассоциации смену готовить. В гонках на год взял тайм-аут. Кроме того, что для малышей на собственном огороде небольшую трассу соорудил, для ребят постарше на озере, что неподалеку от дома, гоночную площадку расчистил. По сходной цене приобрел картинг. Сейчас копит деньги на второй. Но двух машин для нормальных занятий все равно мало. Желающих погоняться куда больше. Да и пройдет зима, на озере не покатаешься. Другая трасса нужна. Много Олег чиновничьих порогов обил, но выбил-таки у местных властей разрешение на оборудование картинговой трассы в городском парке. Однако это, говорит гонщик, скорее развлекательный проект, чем спортивный. Для того чтобы настоящих спортсменов готовить, нужен стадион, такой, как, к примеру, "Заря" в Минске. Олег уже и место за городом присмотрел. Теперь дело за проектной документацией на будущий строительный объект. А это ни много ни мало - 8 - 10 миллионов рублей. В одиночку Олегу такие расходы не потянуть. Нужен спонсор. По правде сказать, в голове не укладывается, как на голом энтузиазме столько организационных и финансовых препон преодолеть можно? Но мой собеседник об этом не задумывается. Считает, главное - начать, а там одно за другим потихоньку все и распутается, и заветная мечта сбудется. А мечтает Олег о собственной спортивной команде. Потому и в физкультурную академию поступил, чтобы тренерскому искусству подучиться. На многое замахнулся? Возможно. Но ведь что такое автомобиль для обычного человека? Средство передвижения. Для Олега - смысл жизни. А смыслу жизни, как известно, изменить трудно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter