Спустя 35 лет после чернобыльской аварии настало время выработать завершающую, окончательную программу возрождения пострадавших земель

Восьмая чернобыльская пятилетка

Время и впрямь лечит. Даже достаточно короткое. Только сегодня, кажется, ты был в полном неведении, в некоторой растерянности и абсолютно не знал, что предпринять. Но утро вечера мудренее, и вот уже назавтра приходит верное решение, меняется настроение в сторону оптимизма и ты сам совсем другой. Готов выложиться на полную катушку ради немедленного воплощения цели, еще вчера  недостижимой.

Так устроена человеческая логика, философия жизни. Хоть в узком личном плане, хоть в больших масштабах, пусть даже целой страны. Очень уж показательный в этом отношении пример Беларуси в ее системных усилиях по ликвидации последствий чернобыльской аварии. Прошло 35 лет с трагической для всего нашего народа даты. Это мало? Да, если, конечно, считать периоды распада и полураспада отдельных вредоносных химических элементов, которые еще будут досаждать нашим людям и земле, может быть, два раза по столько. Много? Достаточно для того, чтобы усвоить все преподанные уроки, научиться жить и работать в условиях тотальной ограниченности и даже извлекать порой из нее определенные выгоды хозяйствования. 

Скажу проще: за семь пятилеток мы потратили огромные деньги на локализацию беды и последующих угроз, к нам за опытом постчернобыльского восстановления приезжали даже японцы. И самое главное, по инициативе, точнее, по настоянию Президента мы не ушли ни из одного пострадавшего района, а, наоборот, инвестировали туда с утроенной силой. Не бездумно и разово сыпали баснословные суммы денег, которых, как известно, у нас нет, как нет и нефтяных, газовых приисков. Нет, мы выверенно, точечно финансировали тщательно разработанные, научно подтвержденные государственные программы, добавляя к этим расчетам хозяйскую смекалку, чисто человеческую чуйку. 

Да, несомненно, исчезли, вынужденно исчезли с лица земли десятки деревень, развитых производств и сильных брендов, особенно в сельском хозяйстве. Целые колхозы и совхозы с плодородными землями, техникой и базами, с отлаженными технологическими процессами и трудовыми традициями приказали долго жить.

«Мирный» атом, вырвавшийся из-под контроля человека, не оставил им шанса, вынудил государственные органы и власти заниматься массовым переселением людей в чистые зоны. Начиналась эта эпопея в Советском Союзе, но основная нагрузка легла уже на суверенную и независимую Республику Беларусь. Целые поселки, улицы, микрорайоны, где живут в комфортных условиях переселенцы с чернобыльских территорий, — сегодня достаточно привычное и обыденное дело. Но для этого ведь мало одних крыш над головой, хотя и они стоили больших денег. Необходимо было выстроить достойную инфраструктуру (дороги, соцкультбыт), организовать производства и предоставить всем рабочие места. Титанический труд всей страны, начиная от Президента, Правительства и заканчивая конкретными территориями, местными органами власти, руководителями сельхозпредприятий!

И вот еще что очень важно. Сами люди, настрадавшиеся в условиях, приближенных к полувоенным, сорвавшиеся со своих веками насиженных мест, лишившиеся в одночасье крова, привычных вещей, домашней скотины, — сами они спокойно и уверенно подчинялись воле организаторов, управляющих этими сложнейшими, не имеющими аналогов в мире процессами. Более того, переселенцы, отчетливо понимая обстановку, помогали всячески властям, сжав волю в кулак и отодвинув на время свою боль. Сегодня многие из них на заслуженном отдыхе, но еще недавно именно они составляли костяк трудовых коллективов разных сельхозпредприятий в районах и областях. И уже их дети продолжают эти славные традиции на землях, ставших второй родиной. Из них получились отличные доярки, механизаторы, агрономы, ветеринары, руководители — одним словом, лидеры. И эти два поколения искренне благодарны всем добрым белорусским людям, представителям власти на местах и, конечно, Президенту за бесконечную заботу и постоянное покровительство. Сегодня они, где бы ни жили и чем бы ни занимались, настоящие патриоты своей Родины.

Но есть еще один феномен бесценного опыта Беларуси в ликвидации последствий чернобыльской беды. Вообще, их, этих эффективных и даже необычных реабилитационных направлений, достаточно. А вот один, пожалуй, сильнее всех других. Мы сохранили свою территорию проживания в привычных, существовавших до 26 апреля 1986 года границах. Понятно, что я имею в виду? Ни в Гомельской, ни в Могилевской областях ни один пострадавший район не бросили на произвол судьбы, не отдали безвозвратно природе. В том смысле, что все эти 35 лет, особенно 20 последних, государственная политика основывается на максимальном внимании к этим территориям — через постоянные научные обоснования и поиски, через огромный многозатратный комплекс реабилитационных мер и через неиссякаемый оптимизм и веру. 

Благодаря этому значительная часть земель возрождена, возвращена в севооборот. Здесь выращивают достаточно чистую, рекомендованную наукой к этим условиям продукцию. Даже в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике, который находится за забором и строго охраняется, разводят лошадей, пчел, развивают другие направления и промыслы. Конечно, все под тщательным контролем радиологов, ученых, международных инспекций.

И этого мало. Президент, который, как известно, всегда уделяет чернобыльской теме особое внимание, при посещении Наровлянского и Брагинского районов 24—26 апреля выдвинул ряд других очень важных инициатив по дальнейшему развитию пострадавших 35 лет назад территорий. Только слепой не видит, как переживает Глава государства за эти проблемы, которые, по его признанию, остро прошли через судьбу и сердце, как и у всех настоящих белорусов. Важнейший его посыл: «Чернобыльский удар, наоборот, сплотил белорусов в стремлении сохранить этот край и сделать нас сильнее. Мы вспомнили урок, завещанный нашими отцами и дедами: никогда не сдаваться и не становиться на колени».

Там, в районах Гомельской области, общаясь с местными жителями и руководителями органов власти, Александр Лукашенко предложил выработать «завершающую, окончательную программу возрождения земель». Именно сейчас, спустя 35 лет, такая необходимость назрела. Потому что если не мы, то кто? Не надо ни на кого полагаться, это дело нашей совести — успеть по максимуму. Что успеть? Создать дополнительные к уже имеющимся современные прибыльные производства по лесозаготовке, деревообработке, сельскому хозяйству. В частности, поставлена задача построить при господдержке роботизированные животноводческие комплексы. И грамотно расставить кадры, с учетом всех постчернобыльских особенностей создать новые рабочие места…

Законченные скептики скажут: мол, фантастика, разве такое по силам, где деньги взять? Отвечу: мы уже не раз на этой обожженной атомом земле доказывали себе и миру, что даже почти невозможное возможно. Если взяться вместе, если тщательно продумать, если сильно захотеть. Пять государственных чернобыльских программ уже успешно реализовано. А вообще, семь пятилеток налаживается здесь жизнь. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter